Спи, Богатырь! Анализ сказки Салтыкова-Щедрина
Таковой жанр как притча знаком каждому с юношества. Став взрослее, мы начинаем осознавать, что многие моменты в этих магических историях могут оказываться совсем не настолько конкретными, как нам казалось в молодые годы. Ряд сказок, в особенности авторских, а не народных, имеет очевидный глубинный подтекст. Литераторы часто обращались к данному жанру, чтоб иметь возможность в аллегорической форме донести до аудитории те мысли и идеи, которые, будучи впрямую высказанными, могли бы показаться крамольными. Примером 1-го из таких произведений служит притча Салтыкова-Щедрина «Богатырь», написанная в 1886 году. Как и остальные его работы, эта адресована детям «возраста значительного» – проще говоря, до сущности истории дойдут взрослые люди. Даже поверхностный анализ сказки Салтыкова-Щедрина позволяет осознать, что под верхним «лубочно-народным» слоем укрыт смысл более глубочайший и волнующий создателя. Писатель в особенной манере, достаточно едко и умно, высмеивал пороки тогдашнего общества и его недочеты.
До этого, чем создавать анализ сказки Салтыкова-Щедрина, стоит напомнить, что жил и творил создатель в Рф XIX века, происходил из авторитетного дворянского рода. Миша Евграфович Салтыков — Щедрин (1826-1889 гг.) длительное время соединял писательство с гос службой, работая бюрократом. Позднее, он был известным редактором и публицистом разных изданий.
Само произведение «Богатырь» невелико по объему. Потому может показаться, что анализ сказки Салтыкова-Щедрина будет обычным занятием. Но, как и другие работы создателя, эта совершенно непроста. Снаружи – это история о силаче, проспавшем всю жизнь в дупле, заместо того, чтоб защищать собственный люд от ожесточенных набегов чужеземцев. Но под видом Богатыря, пугавшего одним своим храпом всех в окружении, просматривается вложенная писателем другая мысль. Тут обличается недальновидность правящего класса, несоответствие поступков вершины ожиданиям и потребностям обычного люда.
Начав анализ сказки Салтыкова-Щедрина, читатель сперва замечает, что наружное ее сходство со сложенными народом былинами довольно велико. Здесь встретим знакомых сказочных героев – Бабу Ягу и ее отпрыска – Богатыря, носителя силищи знатной, дубравы лесной сокрушителя. Распознаем известные народные мотивы, дух и речь старорусскую. Узнаваемы также размышления и поступки «собственных», которые страшатся даже храпа богатырского, но лишь на его защиту и полагаются. Понятны и «супостаты», которые звуков перекатистых пугались, да обворовывать соседей тыщу лет не решались, пока заступник спал. В стране сказочной, пока спал Богатырь, «свои» сами друг дружку так изводили, что «чужим» бы и не снилось. Когда же вражьи силы напали на страну, где силач в дупле почивал, оказалось, что издавна он погиб, и змеи съели тело его в дупле, где спал. Не оправдаются надежды народа на неизвестного богатыря. Никто не выручит людишек обычных от захватчиков, как на защитников сказочных не полагайся.
Итак, даже поверхностный анализ сказки «Богатырь» Салтыкова-Щедрина указывает отношение создателя к ситуации в тогдашней Рф. Описанная аллегорически ситуация открывает идею: полагаясь на звучные обещания высокопоставленных заступников, люд околпачивает сам себя. Не защиту, а только разграбление несет обычным людям вершина общества. Ну и гнилостная она, в корне собственном. И об этом забывать нельзя, чтоб в деньки бедствия не оказаться неподготовленными либо ослабленными своими же правителями.
В деньки беспощадной цензуры, через которую тогда должно было пройти хоть какое произведение, чтоб быть изданным, подобные сказки кажутся более смелыми, чем самые откровенные выражения современных журналистов, критикующих сегодняшние власти. К тому же, задаваясь вопросом о том, так ли уж утрачена сейчас актуальность произведений Салтыкова-Щедрина, сможем ли мы дать положительный ответ, не покривив душой?