Артикуляционная гимнастика для дошкольников
Одна из принципиальных составляющих удачного развития речи у деток — верная артикуляция, другими словами согласованная работа произносительных органов при образовании звуков речи. Конкретно препядствия с артикуляцией приводят к тому, что ребенок может некорректно выговаривать либо не выговаривать вообщем некие звуки. Избежать схожих заморочек поможет артикуляционная гимнастика для дошкольников.
Артикуляционная гимнастика для дошкольников — это совокупа упражнений для тренировки органов, составляющих артикуляционный аппарат (губ, языка, мягенького неба). Эти упражнения помогают тренировать положения органов артикуляционного аппарата, нужные для правильного произношения звуков.
Чтоб артикуляционная гимнастика для дошкольников приносила плоды, заниматься ей необходимо раз в день. Все упражнения следует повторять как минимум 4-8 раз; если упражнение статическое (т. е. заключается в удерживании определенной мимической позы), делать его следует 15-20 секунд. Лучший график занятий артикуляционной гимнастикой — 3-4 пятиминутных «подхода» в денек, каждый «подход» должен содержать не больше 3-х упражнений.
Идеальнее всего проводить занятия артикуляционной гимнастикой в игровой форме, придумывая каждому упражнению смешное заглавие. Не надо сходу «вываливать» на малыша все упражнения: начните с обычных и равномерно перебегайте к более сложным. Новые упражнения необходимо вводить по одному, перемежая их с уже знакомыми ребенку.
Каждое упражнение следует отрабатывать спецефическим образом. Поначалу покажите ребенку, как верно делать упражнение. После чего ребенок должен выполнить его, смотря в зеркало. Ваша задачка — держать под контролем выполнение упражнения и указывать на ошибки (в мягенькой форме!). Когда ребенок освоит правильное выполнение упражнения, можно убирать зеркало. Все упражнения производятся сидя.
Предлагаем вам несколько упражнений артикуляционной гимнастики. Очевидно, их существует еще больше, но для начала хватит и этих.
Статические упражнения для губ
- вытянуть губки вперед трубочкой;
- улыбнуться так, чтоб не были видны зубы;
- естественно улыбнуться с сомкнутыми зубами;
- замкнуть зубы, округлить губки и вытянуть их вперед;
- чередовать прошлые упражнения: 1-ое со вторым, третье с четвертым;
- замкнуть зубы, приподнять верхнюю губу и оголить верхние резцы.
Динамические упражнения для губ
- вытянуть губки вперед трубочкой, потом растянуть их в ухмылку;
- попеременно почесывать и покусывать зубами поначалу верхнюю, позже нижнюю губу;
- вытянуть губки вперед трубочкой, после этого двигать ими в разных направлениях, крутить по кругу;
- с глухим звуком хлопать губками друг о друга;
- очень втянуть щеки, после этого резко открыть рот с чмокающим звуком;
- обширно открыть рот и втянуть губки вовнутрь рта, плотно прижав к зубам.
Упражнения для щек и губ
- растирать, похлопывать и покусывать щеки;
- надувать щеки (поначалу обе сходу, позже попеременно);
- втянуть щеки и задерживать их в этом положении;
- закрыть рот, надуть обе щеки и лупить по ним кулаком либо ладонью, с силой шумом выпуская воздух.
Статические упражнения для языка
- обширно раскрыть рот, расслабить язык, чтоб он лежал ровно в ротовой полости;
- открыть рот, расслабить язык и расположить его на нижней губе;
- обширно раскрыть рот и поднять фронтальный и боковые края таким макаром, чтоб они не касались зубов;
- открыть рот и вытянуть напряженный язык как можно далее вперед;
- обширно открыть рот, упереть кончик языка в нижние зубы, а среднюю часть поднять ввысь.
Динамические упражнения для языка
- немного открыть рот, растянуть губки в ухмылке, по очереди тянуться языком к уголкам рта под ритмичный счет (как маятник);
- открыть рот и тянуться языком попеременно к носу и подбородку (либо верхним и нижним зубам);
- закрыть рот и медлительно обводить языком зубы по кругу;
- открыть рот как можно обширнее, выдвигать язык вперед как можно далее, а потом убирать вспять вглубь рта под ритмичный счет;
- закрыть рот и попеременно упираться языком то в одну, то в другую щеку.
Артикуляционная гимнастика для дошкольников полезна не только лишь для борьбы с речевыми нарушениями, да и для их профилактики. Заниматься таковой гимнастикой можно уже в возрасте 2-3 лет, чтоб ребенок как можно ранее научился верно произносить звуки и слова. Если у малыша все равно наблюдаются задачи с произношением неких звуков, следует обратиться к логопеду, который порекомендует более определенные упражнения.