«А наутро она пробудилась известной» — так обычно молвят про актрис после выхода на широкие экраны знакового кинофильма. Либо про певиц, балерин, художниц после успешного концерта, спектакля, нашумевшей выставки. Но к писательнице Виктории Токаревой эта фраза относится полностью. Первую известность и славу ей принес рассказ «День без вранья», размещенный в 1964 году в журнальчике «Молодая гвардия», выходивший многомилионным тиражом. А позже были еще рассказы, новеллы, сценарии «Джентльменов удачи», «Мимино», «Шла собака по роялю» и других кинохитов.

Начало. Истоки

Ноябрь 1937 года. Ленинград. В семье рядовых русских инженеров родилась дочь. Окрестили Викторией, как будто заблаговременно обозначив актуальный путь будущей победительницы (Виктория — победа). Но до побед было еще далековато, а пока была эвакуация из города на Неве, жизнь в глубоком тылу, возвращение в домой без всякой надежды и даже призрачных намеков на ту талантливую и яркую судьбу, которая ожидала впереди.

В юности Виктория желала стать доктором, но конкурс в медицинском институте оказался очень велик — она не преодолела проходной балл. Может быть, девичья мечта была продиктована модой на профессию доктора, а не убеждениями, потому женщина, не особо расстраиваясь, подала документы в музыкальное училище на класс фортепиано и благополучно поступила. После окончания учебы Виктория решила все же получить высшее образование, но медицина уже не входила в ее планы.

Признание

Дело в том, что судьба начала подавать ей знаки, в каком направлении следует двигаться. Работая после окончания училища в средней школе и неся детям базы музыкальных познаний, Виктория начала писать. В таких случаях молвят, что в человека попал «вирус» писательства, от которого нереально отвертеться. В данном случае «вирус» попал в того, в кого нужно. По стечению событий с ее первыми работами познакомился поэт Сергей Михалков. Он даже подписал ей свою книжку: «Пиши-пиши, но не спеши», что означало — не халтурь. Это был шанс. Начинающая писательница не упустила его, и в 1962 году по протекции Михалкова поступила на сценарный факультет Всесоюзного института кинематографии.

1-ая публикация — рассказ «День без вранья» завлекла к себе внимание и читателей, и критиков. Это было 1-ое официальное признание. Юному создателю предложили написать киносценарий по сюжету рассказа. Токарева отлично совладала с заданием, и в 1968 году кинофильм под заглавием «Урок литературы» вышел на экраны. Колебаний в своем настоящем назначении и подлинном призвании у Виктории не оставалось — только писать, придумывать, творить. Все, что требовалось для этого — талант, упорство, высочайшая работоспособность, у Токаревой было.

О серьезных проблемах — обычным языком

О таланте Виктории Токаревой писать просто, с легкой драматичностью о вещах, являющихся для людей суровыми, знаковыми, гласил узнаваемый критик Владимир Новиков. Да, писательница избрала таковой стиль, такую манеру повествования, которые были понятны и близки и интеллигенту, обремененному несколькими высшими образованиями, и слесарю-сантехнику, и домохозяйке. Язык, ситуации, обстоятельства — все знакомо, все узнаваемо. Пишет, как дышит, — это о Виктории Токаревой.Простоту языка, сюжетов, героев Токаревой нельзя принимать за банальность либо заигрывание с читателем. Простота – только высшая часть айсберга, право разглядеть, что укрыто, создатель предоставляет читающему.

Рассказы юный писательницы публиковались в прогрессивных для тех пор журнальчиках «Юность», «Новый мир». 1-ый сборник рассказов и повестей «О том, чего не было» был издан в 1969 году. С 70-х годов книжки Виктории Токаревой не появлялись на прилавках книжных магазинов в большом количестве с обвальными тиражами. По сути, за два десятилетия было выпущено всего 4 книжки писательницы. Почему это происходило, не совсем ясно, так как она была нужным создателем. Зато общепризнанные русские критики, не очень-то щедрые на лестные эпитеты, писали, что произведения Токаревой по праву могут быть причислены к классике российскей литературы.Тема повестей и рассказов Токаревой близка каждому – дружба, любовь, недопонимание, одиночество, предательство, разлука… Критики отмечали, что проза писательницы в этом смысле перекликается с работами Василия Шукшина.

Виктория Токарева не только блестящий создатель, она и сценарист потрясающий. Многие пользующиеся популярностью российские фильмы создавались по ее сценариям: «Мимино», «Джентльмены удачи», «Шляпа», «Сто гр для храбрости», «Ты есть…», «Кто войдет в последний вагон» и др.

Токарева — создатель бестселлеров

Начало 90-х ознаменовалось для Виктории Токаревой реальным издательским бумом: каждой новейшей книжке была уготована участь блокбастера. Издательства боролись за получение права на публикацию последних произведений. В этот период Токарева — одна из самых издаваемых и востребованных российских авторов-женщин. Ее книги издаются многомилионными тиражами не только в России. Повести и рассказы печатаются на итальянском, британском, французском и даже китайском языках. При всем этом сама Виктория Самуиловна очень робко и с присущей ей иронией отзывается о своем таланте: «Чехов был гений, а я так — погулять вышла».

Виктория Токарева — член Союза писателей с 1972 года, владелец ордена «Знак Почета» (1987 г.). В настоящее время писательница живет и работает в Москве.