Эпилог – это термин, использующийся в литературоведении. В широком смысле он трактуется как повествование о том, каким образом сложились судьбы обрисованных персонажей после окончания событий, происходивших в основной части произведения.

Необходимо подчеркнуть, что нельзя путать его с послесловием. Последнее, обычно, никак не связано с событийной канвой текста и почти всегда употребляется создателем для «внехудожественных» целей, к примеру для того, чтоб разъяснить свои этические мнения либо эстетические взоры либо вступить в полемику с критиками. Тогда как эпилог – это естественное продолжение фабулы. Именитый литературовед В. Е. Хализев в собственной базовой «Теории литературы» отдал свое определение этого термина. Он пишет, что эпилог – это элемент композиции, очень принципиальный для осознания открытости/закрытости фабулы.

Традиционные произведения

Более калоритные примеры эпилогов можно найти в произведениях российской литературы XIX века, поточнее в романах Тургенева, Достоевского, Толстого. Разглядим некие из их подробнее.

 Достоевский

Одним из самых важных романов этого создателя по праву считается «Грех и наказание». Эпилог его очень важен для осознания мыслях Достоевского – без него повествование не было бы законченным. Коротко напомним сюжет произведения: юноша Родион Раскольников выдвигает некоторую теорию, согласно которой, все население земли можно условно поделить на две разновидности: «тварей дрожащих» и «право имеющих».

К первой категории относятся все мещанины, обыкновенные люди, коих большая часть. 2-ая же группа, к которой принципиальный парень приравнивает себя, состоит из «сверхлюдей», чье основное назначение состоит в том, чтоб творить величавые дела. При всем этом для «право имеющих», по мысли Раскольникова, не существует моральных критериев и норм – по мере надобности они могут пойти на все, прямо до грабежа и убийства. Для того чтоб «испытать» свою теорию и подтвердить свою принадлежность к числу величавых мира этого, парень лишает жизни жадную старуху-процентщицу. Юноша уверяет себя, что это убийство оправданно и даже нужно: старая дама не приносит никакой полезности обществу, не много того, она «заедает» свою безответную сестру и нецеремонно обирает бедняков. Но, как это нередко бывает, теория не совпадает с реальностью. Раскольников оказывается не способен переступить через свою совесть и в конце романа все-же сознается в совершенном злодеянии. Эпилог – это действия, произошедшие после раскрытия правды. Он состоит из 2-ух частей: в первой описывается трибунал над Раскольниковым и его ссылка в Сибирь. На каторге он испытывает реальный духовный перелом. Он кается перед Соней и пересматривает свое отношение к реальности. На замену гордыне приходят принятие и вера в Бога.

Эпилог романа «Война и мир»

В данном случае авторское заключение очень принципиально для осознания образов персонажей. Они все перетерпели значимые конфигурации: Наташа и Пьер, Николай Ростов на дону и Марья прошли длинный путь, чтоб в конце обрести счастье, каждый свое. Наташа из легконогой хохотуньи и певицы перевоплотился в безупречную мама огромного семейства, отдающую всю себя детям. Николай Ростов на дону пробует стать реальным помещиком. Что касается возлюбленного героя Толстого Безухова, то его будущее несколько туманно. Естественно, он стал счастливым супругом и папой, но есть основания полагать, что это – не завершающий шаг его духовного развития.