К концу XVI века в европейской философии сложились все предпосылки к переходу ее на рационалистические позиции, к экспериментально-опытному способу зания мира. В числе мыслителей, которые первыми продвигали идеи опытнейшей науки, были Ф. Бэкон и Р. Декарт.

Те принципы научного зания, которые были обусловлены этими учеными, делали фактически новейшую философско-методологическую установку. Она в значимой степени преодолевала ограниченность аристотелевского органона и средневековой схоластики, которые не признавали опыт в качестве источника зания действительности.

По воззрению Бэкона, чтоб поочередно и реально изучить мир природы, следует использовать способ индукции и дедукции. В рамках индуктивного способа нужно, по его воззрению, следовать от личного к общему, от личных фактов двигаться по направлению к обобщающим выводам, которым Ф. Бэкон отдал заглавие – средние теоремы. Это даст возможность обеспечивать точность и постепенность в познавательном процессе, потому что Бэкон лицезрел огромную опасность в переходе от отдельных закрепляемых в сознании фактов сходу к обобщениям. Этот механизм движения мысли был не противопоставлен дедуктивно-силлогистической модели рассуждений, а очень отлично дополнил его. Одним словом индукция и дедукция были органично объединены в рамках одного методологического инструмента. Таковой подход существенно расширял границы внедрения каждой из составных частей индуктивно-дедуктивного способа, которые ранее использовались независимо друг от друга.

Бэкон утверждал, что существует полная и неполная индукция-дедукция, и благодаря этому довольно верно обусловил их методологические способности и место в общей системе познавательных ресурсов современной ему науки. Высшей формой этого способа мыслитель считал настоящую индукцию, конкретно она, по утверждению Бэкона, способна привести человека не только лишь к достоверным выводам, да и к выводам совсем новым. В качестве их проверки и рекомендуется прибегать к еще одному способу – тесту, который выступает в качестве высшей инстанции по отношению к доказываемому тезису.

Как понятно, сейчас определение индукции формулируется довольно ясно – это процесс восхождения в рассуждении от огромного количества отдельных суждений к обобщающим их единичным умозаключениям. Дедукция подразумевает совершение движения в ином направлении – от обобщенных умозаключений к отдельным выводам, которые являются справедливыми для всех объектов, составляющих данное огромное количество.

Если рассматривать категории индукция и дедукция в контексте их исторического развития, то картина оказывается несколько труднее.

В эру античности и средних веков ученые воспользовались в большей степени дедукцией, основным достижением и формой которой была силлогистика Аристотеля. Как уже говорилось, тут идея направляется от аксиом к личным суждениям. Для зания законов природы внедрение такового способа не является действенным, так как этот способ совсем не опирается на опыт. Опору на опыт может дать только индукция, которая подразумевает движение исследования от единичных фактов, которые поддаются экспериментальной проверке, к общим положениям. Любопытно, что индукцию обрисовал конкретно сам Аристотель, но, в свое время не придал ей никакого научно-прикладного значения. А вот разглядел в ней мощный методологический инструмент конкретно Ф. Бэкон, а Р. Декарт разработал принципы практического внедрения на базе экспериментальной проверки достоверности фактов. Эти ученые обосновали, что индукция и дедукция могут делать в зании универсальные функции.

Индукция, выступая как формально-логическое умозаключение, очень обширно употребляется в познавательном процессе. Логика индуктивного метода последующая: обнаруживая схожие характеристики объектов 1-го класса, познающий субъект определяет вывод о принадлежности всех их ко всем предметам, составляющим данный класс. Благодаря такому методу развертывания мысли, были открыты закон глобального тяготения, обусловлены закономерности зависимостей атмосферного давления и другие эмпирические зависимости, имеющиеся в наблюдаемой природе.

Дедукция, являя собой движение мышления от общего к единичному, сыграла непреходящую роль в развитии теоретической науки на шаге формулирования догадки идеи. В данном случае она представляет собой начальную точку формирования новейшей системы познания.

В современной научной методологии индукция и дедукция ведут взаимодействие меж собой приблизительно таким же образом, как, к примеру, синтез и анализ, а их внедрение подразумевает необходимость грамотного выбора конкретно той области, где место каждого из способов дает больший эффект.