Этот кинофильм стал легендой русского кино. Его обожают и взрослые, и детки, а цитаты из кинофильма стали неописуемо пользующимися популярностью и употребляются до настоящего времени.
В этой статье речь пойдёт о восхитительном кино «Иван Васильевич меняет профессию».

Как всё начиналось

Кинофильм «Иван Васильевич меняет профессию» снял величавый режиссёр той эры Леонид Гайдай на студии «Мосфильм». Вдохновила его на это сатирическая пьеса Миши Булгакова «Иван Васильевич». Режиссёр с трепетным благоговением относился к творчеству Булгакова, пробовал поставить картину по его произведению под заглавием «Бег», но жёсткая цензура Госкино не одобрила эту идею. И спустя некие время, а поточнее в 1973 году, Гайдай воплотил свою мечту — и на экраны телевизоров вышел кинофильм «Иван Васильевич меняет профессию», который навечно сразил сердца телезрителей всех возрастов.

Переписанный сюжет

Режиссёр не был бы режиссёром, если б не внёс ни 1-го исправления в изначальный сценарий. В случае с Гайдаем поправки фактически вполне изменили пьесу Булгакова, тем адаптировав её для зрителя русского времени. Молвят, что вдова писателя Булгакова, Лена Сергеевна, из-за этого пылала праведным гневом. Она так переживала тот факт, что превосходное произведение её супруга перераблотали некий Гайдай в паре с Владленом Бахновым, что захворала от расстройства и погибла, так и не лицезрев окончательный вариант кинофильма.

Иван Васильевич меняет профессию: роли и актеры. Иван Васильевич меняет профессию: цитаты из фильма

Меж 2-мя эрами

Действие кинофильма происходит в 2-ух временных промежутках — в 20 и 16 веках. Вполне погружённый в идею путешествий в прошедшее и будущее, изобретатель Алексадр Сергееич Тимофеев (он же Шурик) оковём длительных изысканий сконструировал машину времени. При следующем запуске эксперементального аппарата вышло куцее замыкание, которое спровоцировало взрыв, а сам учёный растерял сознание.

Иван Васильевич меняет профессию: роли и актеры. Иван Васильевич меняет профессию: цитаты из фильма

Легитимная супруга изобретателя, взбаламошная и балованная славой актриса Зина, по возвращении домой со съёмок обнаруживает очень задымленную квартиру и супруга в безотчетном состоянии. Судя по всему, дела супругов охладели из-за отсутствия взаимопонимания. К тому же у Зины есть новый любимый — режиссёр Якин, у которого она снимается. Приведя в чувство супруга, Зина докладывает ему нелицеприятную новость: она уходит от него и уезжает с Якиным на курорт, в Гагры. Александр, конечно, в полнейшей растерянности и не пробует отговорить супругу от настолько невразумительного поступка. Зина собирает вещи и покидает квартиру, оставив учёного в компании одной только чёрной кошки.

Опыты изобретателя порядком надоели соседям: Ивану Васильевичу Бунше и его супруге Ульяне Андреевне. Иван Васильевич приходит к учёному с намерением устроить скандал по поводу вылетевших пробок.

Тем временем в смежной квартире прославленного на весь город дантиста Шпака действует вор-рецидивист с необычным именованием Жорж Милославский. С помощью опыта, ловких рук и набора отмычек он забрался в богато обставленную квартиру с твёрдым намерением освободить её обладателя от нажитого добра.

Дальше действия разворачиваются последующим образом. Учёный пробует обосновать Ивану Васильевичу безопасность устройства и запускает машину времени на малой мощности. Происходит странноватое и внезапное — стенка меж квартирами учёного и дантиста просто-напросто растворяется! Ошарашенный вор, пойманный с поличным, заходит в квартиру изобретателя и начинает проявлять недюжиный энтузиазм к аппарату, способному убирать стенки. Шурик с гордостью показывает своё изобретение и немного наращивает мощность. В итоге этого происходит неожиданное: на месте квартиры дантиста Шпака оказываются… королевские палаты! На мощном троне принципиально восседает сам правитель Иоанн Суровый, прославившийся собственной беспощадностью, а около него стоит верный писарь Феофан.

Правитель с Феофаном, лицезрев странноватое помещение, принимают его за ад, а людей, одетых в непонятную одежку, мгновенно считают демонами. Писарь в панике кидается за стражниками, а смелый правитель пугается обыкновенной чёрной кошки и удирает в квартиру учёного.

В королевских палатах начинается заварушка: стражники швыряют в вторженцев копья, Жорж Милославкий уворачивается и отвечает им этим же. В итоге схватки никто не пострадал, но одно из копий попало в машину времени. Естественно, аппарат заклинивает, валит сноп искр, а пропавшая стенка ворачивается на своё легитимное место. В конечном итоге сосед учёного, Иван Васильевич Бунша, вкупе с вором Милославским остаются в королевских палатах, а шокированный происходящим правитель Иоанн Суровый — в квартире у Александра Тимофеева.

Иван Васильевич меняет профессию: роли и актеры. Иван Васильевич меняет профессию: цитаты из фильма

Затерянные в палатах

Оставшиеся в 16 веке сосед учёного и вор в панике прячутся от разъяренной охраны. Наблюдательный Милославкий вдруг замечает, что Иван Бунша очень похож на Иоанна Сурового. Хитрецкий рецидивист уговаривает Буншу переодеться в королевские облачения и представиться царём. А чтоб скрыть водянистую бородку новоявленного царя, Жорж перевязывает лицо Бунши платком, как будто у того болит зуб. Сам же вор одевается в княжеские одежки и притворяется князем и близким другом царя. Охрана не замечает замены, и опасность обходит переселенцев стороной.

А реальный Иоанн Суровый тем временем мается в квартире учёного. Он с энтузиазмом рассматривает холодильник, люстру и остальные предметы обихода стреднестатического русского человека. Правитель умоляет изобретателя возвратить его вспять, в палаты. Но машина времени сломана, а подходящую для её починки деталь необходимо приобрести в магазине. Шурик уходит находить деталь, а Иоанн остаётся один в квартире, где с ним происходят различные нелепости, к примеру, встреча с экстравагантной супругой Бунши и работниками милиции.

Иван Васильевич меняет профессию: роли и актеры. Иван Васильевич меняет профессию: цитаты из фильма

Тем временем в 16 веке в королевских палатах идёт полным ходом пир. К Бунше пожаловал засол от шведского короля и просит дать Кемскую волость. Перебравший алкоголя самозваный правитель чуть не согласился, но самопровозглашённый князь Милославский уговаривает его не разбрасываться чужим хорошем, в особенности с таким размахом. Жена царя, кросотка Марфа Васильевна, сразила сердечко Бунши, он совсем растерял голову и утратил внимательность. Его неосмотрительные поступки наталкивают королевских стражников на идея, что их сурового царя подменили. Стрельцы собираются взять самозванцев в плен, и в этот самый момент учёный из 20 века наконец починил агрегат. Машина времени заработала, стенка пропала, а запыхавшиеся Бунша и Милославский ворачиваются в своё время.

Иван Васильевич меняет профессию: роли и актеры. Иван Васильевич меняет профессию: цитаты из фильма

Раздвоение личности

К несчастью, реальный Иоанн Суровый не возвратился в 16 век, потому что попал в милицию. Доблестные охраны порядка в процессе допроса арестованного приходят к выводу, что тот тронулся мозгом. А Милославский и Бунша являются к милиционерам, чтоб высвободить злосчастного узника. Бунша докладывает правозащитникам о том, что он исполнял обязанности царя в 16 веке, и они решают вызвать санитаров, чтоб выслать 2-ух сумасшедших в безумный дом. Санитары приехали как раз тогда, когда в милицию явилась супруга Бунши. Её попросили указать, кто из их — её супруг. Бедная Ульяна Андреевна в полнейшей растерянности говорят, что оба они — её супруги. Она приходит к выводу, что сумасшествие задело её тоже, и решает ехать с обоими Иванами в психбольницу.

Милославский соображает, что его афера с ограблением квартиры дантиста раскрыта, и решает скрыться. Но милиционеры раскусили его план и организовали за вором погоню. Иоанн Суровый улучает момент и, пользуясь всеобщей путаницей, бежит в квартиру учёного. Изобретатель включает машину времени, и правитель оказывается у себя в палатах…

…Спустя время учёный приходит в себя на полу своей квартиры и соображает, что и правитель, и перемещение во времени — всё это оказалось только сном. С работы ворачивается никогда и никуда не уезжавшая супруга Зина. Шурик задаёт ей массу вопросов и про Якина, и про Гагры, и оказывается, что режиссёра с таковой фамилией у их на студии вообщем нет! Учёный равномерно соображает, что ему всё просто привиделось. Он практически уже успокоился, но вдруг увидел обронённую Иоанном Суровым в спешке королевскую шапку, которая таинственным образом преобразуется в кошку. Кошка произносит человечьим голосом слово «чао!», и на этом приключения всех героев кинофильма завершаются.

В кинофильме снимались

Режиссёр Гайдай очень серьёзно отнёсся к выбору исполнителей ролей. Была проведена масса кинопроб, и в конечном итоге в съёмках приняли роль наилучшие актеры. «Иван Васильевич меняет профессию» — это просто соцветие талантливейших людей! Любой из их потрясающе совладал со собственной ролью! Тяжело представить на их месте кого-то ещё.

Кстати, вначале в этом кино должны были сниматься совсем другие актеры. «Иван Васильевич меняет профессию» после чтения сценария именитыми специалистами кинематогрофа показался им пустым и нежизнеспособным.

Наример, Юрий Никулин отказался сниматься в роли царя, сославшись на то, что кинофильм получится неинтересным и не заинтригует телезрителей. Гайдай расстроился, но не опустил руки. На роль Иоанна Сурового пробовались, но не подошли по тем либо другим причинам Жора Вицин и Евгений Евстигнеев — примечательные и возлюбленные всеми актеры. «Иван Васильевич меняет профессию» вошёл в историю конкретно с тем актёрским составом, который утвердился только после того, как было проведена колоссальная работа по подбору исполнителей. До настоящего времени это кино веселит каждым показом, а актёрская игра не перестаёт восхищать даже сегодняшнее поколение.

В кинофильме «Иван Васильевич меняет профессию» роли исполняли:

  • Александр Демьяненко (всеми возлюбленный Шурик) — одержимый собственной работой учёный-изобретатель Александр Иванович Тимофеев.
  • Юрий Яковлев — величавый правитель Иоанн Суровый и трусоватый подкаблучник Иван Васильевич Бунша.
  • Леонид Куравлёв — вор-домушник с броской наружностью бабника и экстравагантным именованием Жорж Милославский.
  • Савелий Крамаров — простоватый и верный царю писарь Феофан.
  • Владимир Этуш — известный дантист со громкой фамилией Шпак.
  • Наталья Крачковская — любительница париков и скандальная жена Бунши.
  • Миша Пуговкин — любвеобильный режиссёр-обманщик Якин.
  • Наталья Селезнёва — прелестная супруга изобретателя Тимофеева.
  • Нина Маслова — умеренная и кокетливая королева Марфа Васильевна.
  • Сергей Филлипов — напористый засол шведского короля.

Иван Васильевич меняет профессию: роли и актеры. Иван Васильевич меняет профессию: цитаты из фильма

Место съёмки поменять нельзя

Гайдай приступил к работе в мае 1972 года. Кинофильм «Иван Васильевич меняет профессию» снимался практически год. Съёмки проходили в различных местах: на набережной Ялты, в Ростовском Кремле и на Новокузнецой улице.

В Ялте снимался только один эпизод кинофильма «Иван Васильевич меняет профессию»: Якин посиживает в шезлонге на набережной и следит за съёмками клипа к песне «Звенит январская вьюга», а его протеже Зиночка идёт по берегу и делает вид, что поёт. Кстати, по-настоящему песню исполняет не Наталья Селезнёва, а Нина Бродская.

Деяния в королевских палатах снимались в Ростовском Кремле — бывшей резиденции митрополита Ростовской епархии, которая находится практически в сердечко Ростова на берегу озера Неро.

Квартиры изобретателя, дантиста и их соседей, также магазин радиотоваров распологались на Новокузнецкой. Ремонт в их специально был изготовлен так, чтоб показать разницу меж именитым одонтологом и обычным инженером.

Очень любопытно представлена профессия дантиста в кинофильме «Иван Васильевич меняет профессию»: Шпак имеет много привезенных из других стран вещей, а его квартира отремонтирована более утонченно, чем квартиры его соседей. Таким макаром, зритель в который раз убеждался в том, что всюду нужен «блат», а вещи можно «достать из-под полы».

Команда экспертов

Чтоб вышло не плохое кино, одной превосходной игры актёров, даже самых именитых, недостаточно. Для вправду восхитительного кинофильма необходимы осветители, гримёры, художник-постановщик, балетмейстер, композитор, звукооператор, дирижёр, помощники. При съёмках всегда задействуется неограниченное количество экспертов, которые в конечном итоге остаются за кадром, в тени. А ведь они стараются не меньше, чем актеры! «Иван Васильевич меняет профессию» — это кинофильм, в каком более успешно смешивается гений Гайдая и Бахнова, мастерство актёрского состава и профессионализм съёмочной группы.

Без киноляпов — никуда

Естественно, как и при хоть какой съёмке, в этом кино есть свои недочёты и исторические несоответствия. Тем, кто их не увидел, наверное будет любопытно о их выяснить:

  • К примеру, в кинофильме Бунша берёт в руки королевские державу и скипетр, а по сути эти знаки власти появились не в 16 веке, а в 17.
  • В милиции Иоанн Суровый утверждает, что он родился в 1533 году, а по сути — в 1530. К тому же летосчисление в те времена велось от сотворения мира, а не от Рождества Христова, другими словами по сути правитель был должен именовать совершенно другую цифру — 7041 год.
  • Шведский засол гласит на германском, а не на шведском языке.

И все же уже после первого просмотра люд втюрился в кинофильм «Иван Васильевич меняет профессию». Фразы, звучащие в нём, навечно остались притчей во языцех.

Всех вылечат

Даже на данный момент, когда от Советсого Союза осталось только воспоминание, бессмертное кино Леонида Гайдая как и раньше завлекает к экранам телевизоров собственных поклонников не только лишь увлекательным сюжетом. Что все-таки кроме прекрасной рисунки обожают зрители в кинофильме «Иван Васильевич меняет профессию»? Цитаты! Искромётные, ёмкие, забавные… Любая из их — незабвенный перл. Гайдай и Бахнов при перекраивании пьесы Булгакова достигнули того, что после показа «Иван Васильевич меняет профессию» цитаты из кинофильма стали использовать всегда и всюду, и они остаются уместными и до настоящего времени. Вот более пользующиеся популярностью из их:

  • «И тебя вылечат».
  • «Пляшут все!»
  • «Храните средства в сбер кассе!»
  • «Очень приятно, правитель!»
  • «Вас уже выпустили из безумного дома?»
  • «Меня терзают смутные сомнения…»
  • «Марфуша, нам ли быть в печали?»
  • «Эй, человек! Почки один раз царю!»
  • «Требую продолжения банкета!»
  • «Положь трубку!»
  • «Это я успешно зашёл!»
  • «Замуровали бесы…»
  • «Ты чьих будешь?»
  • «Оставь меня, старуха, — я в печали…»
  • «Ожидай меня — и я вернусь»
  • «Вельми понеже…премного вами признателен…»

Денежный отчёт

Если ассоциировать с Голливудом, советкиое кино не было настолько выгодным делом. Но всё же по тем временам заработная плата и у режиссёра, и у актёров, также у всей съёмочной группы была достойная.

К примеру, Гайдай получил 7948 рублей, гонорары же актёров составляли различные суммы. Наибольшие заработной платы были у Юрия Яковлева (4350 рублей), Леонида Куравлёва (2312 рубля), Александра Демьяненко (1663 рубля) и Савелия Крамарова (1129 рублей). Миша Пуговкин и Владимир Этуш получили около 700 рублей каждому, а обе Натальи — Крачковская и Селезнёва — заработали практически по 400 рублей.

Иван Васильевич меняет профессию: роли и актеры. Иван Васильевич меняет профессию: цитаты из фильма

Время не стоит на месте. Голливудские блокбастеры наводнили кинозалы, телеки и интернет-пространство. И всё же роскошный кинофильм «Иван Васильевич менят профессию» навечно остается бессмертной классикой русского кино. И охото веровать, что подрастающее поколение полюбит этот кинофильм так же, как обожают его те, кто родился в 20 веке.