Вопросы переходности глаголов для многих непонятны. Тема «Переходность глагола» одна из самых сложных в школьной программке. Отведенного времени на исследование не хватает, и потому не складывается полная картина в определении переходных и непереходных глаголов. Детки нередко просто не могут определять данную категорию. В нашей статье мы разглядим более тщательно переходность и непереходность глаголов.

Итак, категория глаголов, способная выразить дела меж субъектом, совершающим действие, и объектом, принимающим это действие, показывает на переходность глагола. Сущность всего состоит в последующем: нужно найти перебегает это действие на предмет либо не перебегает. Отсюда и прямые наименования: переходные непереходные глаголы.

Фактически, глаголы переходные – это действие, переходящее на предмет. Они всегда смешиваются с именами существительными в винительном падеже и другими словами, такие глаголы управляют винительным падежом. При определенных критериях заместо винительного падежа может быть родительный. Это происходит в случае, если находится полное отрицание деяния (не выучил урока, не принес хлеба) либо действие применимо не вполне, а отчасти (испил чаю, принес хлеба). Обобщая произнесенное, делаем вывод: переходность глагола – это когда он:

а) смешивается с местоимением либо именованием существительным в винительном падеже, при всем этом предлог отсутствует (приобрести билет, есть бутерброд, поглядеть этот (кинофильм) и т.д.);

б) смешивается с местоимением либо именованием существительным в родительном падеже.

Следует направить внимание на то, что основным условием переходности глагола является наличие существительного, обозначающего какой-нибудь объект и стоящего в винительном падеже без предлога, либо при определенных критериях в родительном падеже. В неприятном случае, глагол будет непереходным. К примеру, пробежал час. Глагол пробежал не является переходным, так как существительное час – это не объект деяния. Либо жить неделю. Все то же самое, глагол непереходный, потому что существительное неделя не может испытывать на для себя обозначенное действие.

Одной из грамматических особенностей категории переходности указывается наличие личных форм страдательного залога (газета читается мною, в школьной программке это не изучается) и наличие причастных форм страдательного залога (читаемая матерью газета).

Сейчас о глаголах непереходных. Это обозначение деяния, не переходящего на определенный объект, а только его затрагивающее. При всем этом непереходные глаголы не имеют прямого дополнения. Другими словами, они не управляют обозначенными выше падежами и не имеют формы страдательного залога (белеет парус, купаться в море, отрешиться от воды и т.д.).

Многие языковеды отмечают, что верно определенной границы меж переходностью и непереходностью глаголов не существует. Эта способность глагола выявляется в его семантике. И нередко бывает, что эти два вида ведут взаимодействие вместе: перебегать дорогу, идти по дороге. В преимуществе данного признака – грамматическая принадлежность.

Исходя из семантики, категория переходность глагола делится на группы. Так, глаголы переходные, в большинстве случаев обозначают:

— создание объектов (измышленных либо имеющихся): придумывать, создавать, пить;

— разрушение объектов: уничтожить, убить;

— изменение объекта: переработать, перестроить;

— перемещение объекта: переложить, двинуть;

— значение чувственности: уважать, обожать, непереносить;

— значение чувства и восприятия объекта: ощущать, созидать, слышать.

Посреди семантических групп непереходных глаголов можно именовать несколько главных:

— положение в пространстве: бежать, стоять, лежать;

— признак объекта: белеть, вянуть, цвести;

— занятость объекта: работать, лодырничать, играть.