Критерии научности и типы Знания в Исследовании
Совокупное человеческое познание лежит как в области науки, так и вне её. В целях управления прогрессом нужно с уверенностью определять характеристики научной составляющей в совокупном знании.
В то же время, нельзя недооценивать познание, лежащее за пределами науки.
Какое познание следует считать научным?
Аспекты научности в мире современных исследовательских работ не согласованы. Количество авторских концепций, тотчас обратных друг дружке, очень велико. Потому для осознания признаков научности необходимо изучить те конструкты, которые менее противоречивы.
В рамках этой установки в данной статье рассмотрены три атрибута научного познания. Оно должно быть:
- настоящим;
- интерсубъективным;
- системным.
Правда и познание
Всякое познание – это познание о неком предмете.
Если познание соответствует собственному предмету, оно поистине.
Но настоящим может быть и познание вне науки. Оно существует в донаучных, обыденных и практических формах, также в виде догадок, воззрений.
Правда и фактически познание – далековато не одно и то же.
Об правде молвят, когда познание соответствует реальности, содержание его достоверно вне зависимости от познающего субъекта и существует постольку, так как оно беспристрастно.
Фактически познание предполагает обилие форм признания правды. Они варьируют зависимо от достаточности оснований такового признания и могут быть верой, воззрением, обыденно-практическим познанием, выводами науки.
Последние не только лишь докладывают о том, что некое содержание поистине, да и доказывают его истинность. В качестве обоснований могут выступать:
- логическое заключение;
- экспериментальный итог;
- доказанная аксиома и т.д.
По этой причине достаточная обоснованность – непременное и базисное требование к научному познанию, в отличие от вненаучного.
Аспекты научности выдвигают на место фундамента наук формулу принципа, трактующего о достаточном основании.
Лейбниц, провозгласивший этот принцип, показал, что идея, в подтверждение её истинности, нужно доказывать другими идеями, которые, в свою очередь, уже подтверждены в их истинности.
Интерсубъективное познание
Научность просит от познания быть всеобщим для населения земли, общеобязательным и общезначимым для хоть какого человека.
Для сопоставления: мировоззрение как вненаучное познание персонально и необщезначимо.
Существует граница, разделяющая научное познание в его истинности и другие модификации познания.
Вненаучные познания персонифицированы. Они удостоверяют правду без достаточных на то оснований, признавая это нормой.
Правды науки признаются исключительно в качестве беспристрастных и довольно обоснованных. Они являются универсальными и безличными.
Интерсубъективность научного познания делает животрепещущей его воспроизводимость. Это значит, что у всех исследователей, изучавших один и тот же объект и поставивших это исследование в одни и те же условия, получится один и тот же итог.
Если же всякий (каждый, хоть какой) познающий субъект не подтверждает инвариантность собственного познания для всех познающих субъектов, оно не обнаруживает воспроизводимости и научным не является.
Системное познание
Системность организует и художественное, и обыденное, и научное познание.
Но системные аспекты научности отличаются рядом особенностей.
Они базируются на рассудочном знании, которое порождено связным рассуждением. Опора такового рассуждения – бывалые данные.
Специфичностью рассудочного познания является строгая индуктивно-дедуктивная структура. Она придаёт познанию такую обоснованность, которая подтверждает, что оно поистине.
Научное и вненаучное познание: некие уточнения
Научные формы познания не отменяют, не упраздняют других форм, не делают их никчемными.
Разграничение правильно обоснованного научного и не обоснованного рассудком вненаучного познания должно вести к осознанию последующих принципиальных событий.
Вненаучное познание – не выдумка и не фикция. Оно обладает своими средствами и источниками зания. Его образцы и нормы отличны от рамок рационализма, их создают полностью реальные умственные общества.
Часто вненаучное познание оказывается предшественником научного, как астрологическое для астрономического, алхимическое для хим, и несёт внутри себя зачатки возникновения научных истин. Такие типы познания, лежащие в исторической ретроспективе по отношению к наукам, именуются эзотерическими. Они могут быть названы предзнанием.
Новизна исследования
Аспекты научности, указывающие в исследовании на конкретизированные данные, на содержание и смысл преобразований и дополнений, именуются научной новизной исследования.
Научная новизна признаётся тогда, когда:
- исследование разрабатывает делему, ранее не поднимавшуюся в науке;
- исследуемый объект ранее не изучался в науке;
- относительно объекта получены новые познания;
- вышеуказанные условия выполнены в хоть какой композиции.
Трактовка познания как нового появляется, когда известные данные:
- изменены коренным образом в итоге исследования;
- расширены и дополнены;
- уточнены (конкретизированы).
Признаки достоверных критериев научности
Признаки научности перестают быть её аспектами, если их рассматривать раздельно друг от друга.
Так, правда рождается не только лишь в границах науки.
Интерсубъективной может быть не только лишь наука, да и, к примеру, общее заблуждение.
Системность, рассматриваемая вне связи с другими признаками научности, закладывает базы для псевдонаучных рассуждений.
И только итог зания, в каком сразу реализованы вышеуказанные признаки, во всей полноте охарактеризовывает научное познание.