Дееспособность власти почти во всем находится в зависимости от степени ее легитимности. Этот показатель является одной из принципиальных черт действенной работы политической власти. Почти во всем это понятие совпадает с авторитетностью власти. В нем отражается отношение людей к существующему порядку в стране.

Легитимность политической власти – это согласие народа с системой правления, когда он на добровольческой базе предоставляет ей право принимать решения, требующие неотклонимого выполнения. Если уровень легитимности падает, начинают употребляться принудительные способы воздействия.

Существует к тому же такое понятие, как легальность власти, которое многие путают с законностью. Но эти два понятия являются разными и по структуре, и по механизмам работы. Законная власть – это понятие юридическое, которое обозначает степень соответствия имеющейся системы правления действующему праву. Но меж легальностью и легитимностью могут появляться некие противоречия. Например, не все принятые законы могут считаться справедливыми либо же избранная власть вследствие невыполнения программки или каких-то нарушений может утратить доверие в очах людей. В данном случае начинает развиваться процесс делегитимации власти.

Заметим, что в любом социуме есть представители, которые будут недовольны избранной властью и системой правления. Поэтому легитимность политической власти никогда не может быть стопроцентной. Признаком этого является наличие в демократическом обществе оппозиции. Поэтому неважно какая правящая сила должна повсевременно обосновывать популяции, что отстаивает его интересы.

Заметим, что многие политологи и философы изучали трудности законности и эффективности власти. Они пробовали разъяснить возникающие противоречия меж правительством и популяцией методом анализа определенных ситуаций. В итоге этого философом М. Вебером были сформированы такие типы легитимности:

  1. Обычный, в базе которого лежит некогда сформированный порядок.

  2. Харизматичный. Он основан на вере в управляющего, которому приписываются такие свойства, как мудрость, святость и героизм. Схожими чертами обладали религиозные представители, также революционные и тоталитарные вожди.

  3. Законный. В данном случае легитимность политической власти основывается на оптимальных правилах и законах. Что касается демократичного общества, этот вид является основным в его системе.

Эта типология является основной в политической теории, хотя многие ученые добавляли к ней еще некоторое количество видов. Так, политолог Д. Истон выделил даже идейный вид, который основывается на убежденности людей в степени достоверности тех идейных канонов, которые были провозглашены властью. Позже он охарактеризовал также структурную легитимность, основанную на доверии населения к структуре режима.

Заметим, что в реальной жизни легитимность политической власти изредка существует в одном виде. Все ее типы могут дополнять друг дружку. Больший потенциал легитимности лежит в базе демократической системы правления, так как тут дополнительным источником законности является соц и финансовая продуктивность режима, что проявляется на уровне жизни населения.

Есть определенные предпосылки, направленные на поддержание легитимности власти в государстве:

  1. Улучшение законодательства и системы муниципального управления, что достигается в итоге возникновения новых требований.

  2. Создание политической системы, легитимность которой будет основываться на традициях народа, а поэтому будет характеризоваться большей степенью стабильности.

  3. Харизматичность политического фаворита.

  4. Успешное проведение политики страны, поддержание порядка и подабающего уровня законности.