В первой половине XIX века многие писатели отводили в собственном творчестве гигантскую роль теме Рф. В то время царила свирепая деспотия помещиков и чиновников, а жизнь фермеров была нестерпимо тяжеленной. Жизнь крепостной Рф отыскала свое отражение в почти всех произведениях. Одним из их стал роман-поэма, который написал Н. В. Гоголь, «Мертвые души». Образ Ноздрева, так же как и Чичикова, Манилова и других героев, очень ярок и обрисовывает отношение к реальности всех представителей знати тех пор. Создатель в собственном произведении попробовал донести до читателей царившую в то время безнравственность во всех ее проявлениях.

Мертвые души: образ Ноздрева

Общие настроения Рф начала XIX столетия

Российская муниципальная система тех пор развивалась с упором на крепостное право. Принципиальные нравственные ценности были отодвинуты на 2-ой план, а приоритетными числились положение в обществе и средства. Люди не стремились к наилучшему, их не заинтересовывали ни науки, ни искусство. Они не пробовали бросить потомкам полностью никакого культурного наследства. В достижении собственной цели – богатства – человек не останавливается ни перед чем. Он будет накалывать, красть, предавать, продавать. Сложившаяся ситуация не могла не тревожить людей мыслящих, тех, кому далековато небезразлична была судьба Отечества.

Представители знати в произведении

Заглавие «Мертвые души» выбрано создателем не случаем. Оно очень символично и отлично отражает настроения крепостной Рф. Создатель не пожалел красок, изобразив целую галерею лиц, показав духовный упадок, грозящий отечеству. Сначала повествования читателю стает Манилов – праздный мечтатель, фантазер. Заканчивается вереница портретов образом Плюшкина. Этот представитель дворянства стал как «дыра на населении земли». В произведении «Мертвые души» образ Ноздрева возникает приблизительно посреди. В нем можно узреть что-то от Плюшкина, что-то от Манилова.

Мертвые души: образ Ноздрева

Черта вида Ноздрева

В первый раз в произведении он возникает в городке NN. Читатель ничего такого особенного о нем не выяснит не считая того, что был он карточным шулером. Все его существо было каким-то несуразным: он смешон, гласит ерунду, не задумываясь о последствиях собственных выражений. Сам создатель, изображая образ Ноздрева, гласит о нем как о «разбитном парне». Фактически, это правильно, и все деяния героя подчеркивают это. Ноздрев привык жить нынешним деньком, не много задумываясь о будущем. Так, например, выигрыш в карты он обменивал на полностью ненадобные предметы и вещи, которые он на последующий же денек проигрывал другим, более везучим игрокам. Все это, по воззрению самого Гоголя, происходило из-за некий юркости, бойкости и неугомонности нрава героя. Эта «энергичность» заставляла Ноздрева совершать и другие поступки, в большинстве непродуманные и спонтанные.

Пороки героя

Все, что имеется у Ноздрева — породистые собаки, лошадки, — все наилучшее. Да и хвастовство героя не имеет нередко под собой оснований. Невзирая на то что владения его граничат с чужим лесом, он гласит о нем как о собственном. Иллюстрируя образ помещика Ноздрева, нельзя не упомянуть обо всех несуразных ситуациях, в каких он оказывался. То его выводят с дворянского собрания, то он учавствует в стычке. Одной из отличительных черт персонажа является его склонность делать пакости людям. При этом чем больше сближался он с человеком, тем посильнее было рвение насолить. Так, Ноздрев расстраивает женитьбы и торговые сделки. Но сам он принимал свои деяния как проказы, не считая их оскорбительными. Более того, Ноздрев даже от всей души удивлялся, если слышал, что кто-то из знакомых дулся на него.

Мертвые души: образ Ноздрева

Главные черты героя

Раскрывая образ Ноздрева, создатель изображает непристойность в некоторой лживо-нахальной форме. Истоки ее выслеживаются в комедиях Аристофана и Плавта. Но много в персонаже и извечно российского, государственного. Основными чертами нрава Ноздрева являются хвастовство, наглость, склонность к дебоширству, непредсказуемость, энергичность. Как отмечает сам создатель, люди такового склада, обычно, «лихачи, гуляки, говоруны», а в их лицах всегда можно узреть что-то прямое, залихватское, открытое. Не считая остального, они обожают погулять и являются конкретными игроками. Их отличает общительность, сочетающаяся с бесцеремонностью. Время от времени кажется, что дружба с ними может продлиться очень длительно, но с «новым знакомым» такие люди могут подраться на пирушке в тот же вечер.

Контраст внутреннего и наружного в персонаже

Мертвые души: образ Ноздрева

Описание вида Ноздрева в произведении довольно верно. Изображая героя, создатель не жалеет художественных средств. Выразителен портрет персонажа. Снаружи это человек среднего роста, сложен недурно, с румяными, полными щеками, снежно-белыми зубами и смоляными бакенбардами. Это был свежайший, здоровый молодец, обладавший физической силой. В эпизоде поэмы читатель может проследить традицию российского богатырства. Но образ Ноздрева – смешное отражение былинных мотивов. Контраст его внутренних и наружных черт очень приметен. Стиль жизни Ноздрева является прямой противоположностью действиям былинных богатырей. Все, что делает персонаж поэмы, не имеет смысла, а его «подвиги» не распространяются далее драки на ярмарке либо карточного шулерства. Образ Ноздрева комически отражает мотив «широкой души», «залихватского разгулья» – извечно российских черт. Весь вид персонажа – это только видимость той государственной «широты» в неплохом смысле. Герой не только лишь не может претендовать на «духовную широту», да и проявляет полностью обратные свойства. Ноздрев — запивоха, наглец и лгун. При всем этом он труслив и совсем ничтожен.

Мертвые души: образ Ноздрева

Хозяйство персонажа

Изображая пейзаж, присутствующий в эпизоде посещения Ноздрева Чичиковым, создатель показывает на безалаберность владельца. Хозяйство его состояло в очень расстроенном виде и совсем пришло в упадок. Это, снова же, гласит об отсутствии упорядоченности и обдуманности стиля жизни Ноздрева. В его конюшне стойла были пусты, дом запущен, в нем царствовал кавардак. Единственным местом, содержавшемся в соответствующем виде, была псарня. На ней помещик ощущал себя как «отец семейства». По воззрению ряда критиков, герой сам несколько походит на собаку: может сразу облаять и приголубиться. Черты нрава Ноздрева отражены также в интерьере дома. В его кабинете отсутствуют какие-либо бумаги либо книжки. Но стенки увешаны саблями, ружьями, турецкими кинжалами и разными трубками. Символична в этом интерьере шарманка. В этом предмете находится одна дудка, которая никак не желала угомониться. Эта деталь явилась некоторым эмблемой нрава персонажа. Она указывает неуемную энергию, неугомонность и бойкость героя.

Мертвые души: образ Ноздрева

Поведение Ноздрева

Энергичность героя толкает его на разные подвиги. Так, к примеру, имея склонность к обмену, все, что у него есть, в момент изменяется на что-то другое. Показавшиеся средства герой здесь же растрачивает на ярмарке, покупая всякие совсем ненадобные вещи: курительные свечки, хомуты, пистолеты, горшки, табак, изюм и прочее. Но все обретенные вещи до дома довозятся изредка, потому что в тот же денек он может все проиграть. Невзирая на неупорядоченность собственной жизни в целом, Ноздрев проявляет изумительную для него последовательность при совершении сделки с Чичиковым. Помещик старается реализовать все, что может: собак, коня, шарманку. После Ноздрев затевает игру в шашки, обмен бричками. Но Чичиков замечает плутовство и отрешается от игры. Своеобразны и манеры Ноздрева. Его речь всегда чувственна, многообразна по составу, гласит он звучно, часто вскрикивая. Но образ Ноздрева статичен в плане того, что стает он читателю уже полностью сформировавшимся. Предыстория героя закрыта, а по ходу повествования с персонажем не происходит никаких внутренних конфигураций.

Мертвые души: образ Ноздрева

Заключение

Гоголь, изображая Ноздрева, сделал яркий и просто известный нрав. Герой – обычный хвастун, лихач, болтун, спорщик, дебошир, гуляка. Он совершенно не против испить и любит поиграть. Но невзирая на всю «типичность», некие детали и отдельные мелочи присваивают нраву особенность. Все повествование пронизано значительной толикой юмора. Но произведение изображает героев, их нравы, манеры, деяния и поведение, сообщая о довольно суровой дилемме тех пор – потере нравственности, духовности. Роман-поэма Гоголя – это «хохот через слезы». Создатель сделал произведение, мучаясь вопросом о том, что ожидает Россию в дальнейшем, если люди не образумятся и не начнут изменяться.