Произведения создателя – это всегда типичный ежедневник, где запечатлены заветные мысли, переживания и действия, случавшиеся с ним в жизни. Рассказ Валентина Распутина, о котором речь пойдет, в основном, ежели другие его произведения, автобиогафичен. Давайте разберемся, почему. Именуется рассказ «Уроки французского». В базе его лежит настоящая история — ребенком писатель обязан был покинуть собственный дом, чтоб продолжить обучение в среднем звене общеобразовательной школы: в родной деревне имелась только исходная. Не случаем рассказ ведется от первого лица. Даже имя учительницы – Лидия Михайловна – никак не измышленное.

Послевоенное детство

Главный герой рассказа «Уроки французского» так же, как когда-то Валентин Распутин, оказался в городке, поселился у тетки. Шел 1948 год, голодное время. Тут мальчугану пришлось очень нелегко, небогатые запасы, которые высылала ему из деревни мама, исчезали за считанные деньки: кто-то из теткиных ребятишек повадился таскать продукты. Часто герою приходилось наслаждаться одним кипяточком. Еще тяжелей ему давалась разлука с родными, а вокруг не было ни 1-го человека, готового сказать мальчику доброе слово. Мальчуган мучился малокровием, каждый денек ему была нужна хотя бы кружка молока. Мама время от времени присылала ему маленькие средства на это самое молоко, и мальчишка брал его на рынке. В один прекрасный момент он отважился вложить монеты в игру под заглавием «чика», длительно тренился и, в конце концов, начал выигрывать. Ему нужен был только рубль, чтоб приобрести молоко, потому мальчишка, выиграв его, покидал игру. Аккуратного и везучего игрока пацаны побили. Это событие отдало толчок событиям, которые изменили мышление героя. А читатель осознает, почему именуется рассказ «Уроки французского».

Необычная учительница

Лидия Михайловна — юная прекрасная дама родом с Кубани. Герою она казалась небожительницей. В ней его восхищало и поражало все: таинственный язык, который она преподавала, нездешний запах ее духов, мягкость, свобода и уверенность. Она была совершенно не похожа на учительницу и как будто сама недоумевала: для чего она тут?

Человеческое роль

Лидия Михайловна стремительно и пристально оглядывала каждого ученика, чтоб убедиться, что с детками все в порядке. Нехитро, что она сходу заметила синяки и ссадины на лице парнишки. Узнав, что он играет на средства, она не поволокла мальчишку к директору, как было принято, а решила побеседовать с ним по душам. Услышав, что ребенок покупает не конфеты, а молоко, она задумалась. Разговор завершился тем, что мальчишка пообещал больше не играть на средства. Но голод принудил его вновь промышлять схожим образом. Его снова избили. Учительница понимала, что мальчуган выживает, как может. Она очень желала ему как-то посодействовать. Для занятий Лидия Михайловна стала приглашать подопечного к для себя домой, общалась с ним по-дружески участливо, пробовала его накормить. Но застенчивого и гордого мальчугана нереально было усадить за обеденный стол. Тогда учительница оставила в школе на имя мальчугана посылку с продуктами, как будто от мамы. В ней были макароны, сахар и гематоген. Диковинный набор выдал благодетельницу с головой: парнишка додумался, от кого посылка, и наотрез отказался ее брать. Желая облегчить жизнь малыша, Лидия Михайловна идет на педагогическое «грех»: она играет с учеником в «пристенок» на средства, исхитряясь «мошенничать» не в свою пользу. Этот кульминационный момент в повествовании делает очень драматичным и гуманным рассказ Распутина.

Уроки французского

Наряду с этими, отмеченными глубочайшим нравственным содержанием, отношениями учительницы и ученика, идет обучение французскому языку. Мальчугану удавалось все, не считая произношения. Но каждодневные занятия пробудили в нем энтузиазм и способность к языку. Целеустремленный герой шаг за шагом преодолевал трудности. Равномерно заместо пытки, занятия языком сделались для него наслаждением. Но, очевидно, не в этом только таится ответ на вопрос о том, почему именуется рассказ «Уроки французского».

Наука доброты

Живое сочувствие, милосердие без формализма – вот чем обогатила внутренний мир героя эта умопомрачительная учительница. Формально игра с учеником на средства – поступок безнравственный, но когда мы осознаем, для чего юная дама это делает, он приобретает совершенно другой духовный смысл. Вспоминая об учительнице, Распутин писал, что в ней была какая-то особенная независимость, уберегавшая ее от ханжества. Ей не надо было произносить воспитательные монологи о благородстве, честности и доброте. Просто все, что она делала, непосредственно и естественно становилось наилучшими уроками жизни для ее молодых подопечных.

В жизни создателя были, естественно, и другие отличные учителя. Но детское воспоминание о педагоге французского, раскрывшем совместно с премудростью иноземного наречия тонкости не прописанной в учебниках этики, навечно обусловило духовный склад писателя. Вот почему именуется рассказ «Уроки французского».

Игроки были застигнуты директором, Лидию Михайловну уволили, и она уехала к для себя на Кубань. А скоро мальчишка получил посылку, в какой под макаронами лежали румяные антоновские яблоки.