Людская жизнь подобна искре: вспыхнула на мгновение – и погасла. Но иногда в этот мир приходят люди, свет от которых продолжает светиться спустя столетия. А. С. Пушкин принадлежит к их числу.

Более того, Пушкина именуют солнцем российской поэзии – ведь в собственной лирике он наметил главные пути, мотивы и образы, которые потом развивались в творчестве наилучших представителей нашей литературы. И благодаря Пушкину не канули в Лету, не оказались в забвении многие его знакомые – с кем он дружил, общался, кому высылал письма либо посвящал стихи. Но особенный энтузиазм вызывают у нас современницы Александра Сергеевича – адресаты любовной лирики Пушкина.

Влюблённость – естественное состояние людской души. И тем паче оно присуще личности творческой. Любовь – само по себе чувство прекрасное, колоритное, самобытное. Оно – источник сильных переживаний, глубочайших страстей, высочайшего творческого порыва. Поэтому Пушкин был твёрдо уверен – не обожать сердечко не может, в особенности сердечко Поэта.

Кто же они – возлюбленные дамы Пушкина? Чтоб ответить на этот вопрос, отправимся в интересное путешествие по его жизни.

Пушкин, любовная лирика – слова синонимы. Не много кто был так влюбчив и пылок, как он. С схожей восторженностью и горячностью, полностью искренно поэт мог восторгаться сходу несколькими красивыми дамами, видя в их сначала высочайший эстетический эталон, внешнюю красоту, одухотворённую красотой внутренней.

1-ый реальный дамский образ, мелькающий в стихах молодого шестнадцатилетнего Александра — Катенька Бакунина. Ей 20, она фрейлина при императрице, любит балы, волшебно пляшет. Снаружи очень приятна, с узким станом, лёгкой, летящей походкой. Со знакомыми разговаривает просто, естественно, без жеманства и картинности, настолько фаворитных посреди юных светских дам. И это в особенности пленяет Пушкина, чувствительного ко всякой фальши и не терпящего её.

Целый поэтический цикл – 20 два стихотворения, ставших собственного рода энциклопедией первой любви со всеми присущими ей аспектами и цветами переживаний – предназначил Пушкин Бакуниной. Ну и много лет спустя отголоски этого светлого платонического увлечения можно будет увидеть в его лирике, связанной с уже другими женскими именами. А саму первую любовь он не раз будет вспоминать с «тихими тоски слезами».

И в ранешней молодости, и в годы зрелости поэт интуитивно и безошибочно влюблялся не просто во внешнюю неотразимость, женскую привлекательность собственных избранниц – его тянули натуры незаурядные, наделённые острым разумом, узким осознанием жизни. Наверняка, поэтому адресаты любовной лирики Пушкина, будь то Авдотья Истомина, прославленная российская танцовщица, воспетая им в «летучей громадине» «Евгения Онегина», либо Анна Керн, ставшая, благодаря поэту, для всех следующих читателей олицетворением «гения незапятанной красы», мадонна Наталья Гончарова – они все вызывают в нас особенный духовный трепет, искреннее почтение и восхищение.

Реальная любовь – любовь без границ временных и пространственных. Это обосновывает пылкая увлечённость юного Александра Евдокией Ивановной Голицыной, которую современники экзальтированно называли принцессой. Голицына родилась на 20 лет ранее поэта, что не воспрепядствовало Пушкину быть практически приворожённым ею. Её литературный салон был одним из возлюбленных мест самых сверкающих, наиумнейших людей тех пор. Хозяйка его отличалась живым разумом, хорошим образованием, умением сказать четкое, меткое слово. Для поэта она была не просто очаровательной дамой, да и другом, единомышленником, которого он посвящал в творческие планы. А это даже больше, чем любовь… И поэтому пылкий юноша, всегда как абсолютную ценность воспевавший свободу, не страшился ей признаться: «Свободу утратив навек, неволю сердечком обожаю».

Годы южной ссылки поэта были освещены 2-мя главными лирическими героинями – Амалией Ризнич и Елизаветой Воронцовой. Обе возлюбленные дамы Пушкина полностью достойны стать его музами. Амалия – колоритная, экзотичная бабочка, так непохожая на тяжелых светских красавиц, скованных рамками приличий. Она не страшилась быть самой собой, эксцентричной, несколько взбалмошной, скупо стремящейся испытать в жизни всё – ведь век красавиц так недолог! Жизнелюбие, энергия, бьющая через край, потрясающие наружные данные делали её фактически неотразимой для мужских сердец, даже самых искушённых. А что гласить о поэте, летевшем, как будто мотылёк на огнь, на всё необыкновенное, выходившее за принятые рамки и эталоны.

Страстное и нежное стихотворение «Ночь» — тому свидетельство, равно как и написанное еще позднее известное «На берегах отчизны далекой», ставшее одним из любимейших российских романсов. А грустная судьба Амалии – тяжёлая болезнь и ранешняя смерть – накладывали на его мемуары о ней печаль и сочувствие.

Пушкин обожал рисковать, и ухаживания за Елизаветой Воронцовой, супругой фактического правителя всего южного края графа Воронцова, добавляли в его чувства элемент романтики, куража, остроты чувств и переживаний. Воронцову считали одной из самых совершенных дам собственного времени, а схожими отзывами свет не разбрасывался. Это была большая любовь и большая страсть с обеих сторон. Письма поэта Елизавета Ксаверьевна сберегла до последних дней жизни. А он очень дорожил подаренным ею дорогим перстнем, ставшим для него талисманом. Об этом кольце, об их эмоциях – одно из известнейших произведений поэта – «Талисман».

Адресаты любовной лирики Пушкина, вроде бы позже ни складывались дела у поэта с ними, были благодарны Александру Сергеевичу за высшую поэзию, облагородившую и воспевшую в стихах их страсть. Гуманность, что лелеет душу, была отличительной чертой его творчества. И она отыскала отражение конкретно в лирических строчках.

В этом плане нереально не сказать об Анне Олениной – ведь к ней обращено пронзительное «Я Вас обожал…», ставшее прототипом поэзии духовной, напрочь лишённой какого-нибудь эгоизма, расчётливости, выказавшее полное самоотречение поэта.

А стихи, обращённые к Наталье Гончаровой… Чуть ли в мировой поэзии наберётся несколько 10-ов, схожих той же «Мадонне»… Трепет души, возвышенная чистота и преклонение, благодарность за то, что ЭТА дама вошла в его жизнь – вот 1-ое, что мы можем осознать, ощутить при знакомстве со стихотворением. А дальше, читая и перечитывая, открываем себе всё новые нравственные и эстетические глубины. И поэтому нельзя не вспомнить утверждение Белинского о том, что на поэзии Пушкина можно внутри себя воспитать человека.

Вновь и вновь приобщаясь к вечно живым пушкинским строчкам, удивляясь, какими различными были адресаты любовной лирики Пушкина и находя в их, в то же время, общие черты – талантливость, красоту духовную и телесную – мы навечно будем признательны им за волшебную поэзию сердца – лирику А. С. Пушкина.