Что мы знаем о Санкт-Петербурге? Это город, сотворенный руками талантливейших архитекторов, знак расцвета и величия послепетровской Рф. Город пышноватых балов и дворцовых переворотов, поражающий и сейчас своим великолепием. Но был и другой, неведомый нам, дальний Петербург. Город, где люди прозябают в «клетушках», в запятанных желтоватых домах с темными лестницами, а свободное время проводят в смердящих трактирах и кабаках. Город, где жизнь безрадостна, жутка и призрачна. Конкретно таковой образ Петербурга в романе «Грех и наказание» отрисовывают Достоевский.

Игра контрастов

Есть такое выражение: «Петербург Достоевского». Оно отражает восприятие городка писателем. Федор Михайлович лицезрел его нездоровым, сырым, темным и все-же красивым. Он, как и герой его романа Раскольников, обожал Петербург истязающей и горьковатой любовью, принимал его только по-особому. И Пушкин, и Некрасов, и Гоголь в собственных произведениях воссоздавали контрастный образ Петербурга. Достоевского от их отличает особенный нрав мировосприятия, что разъясняется обострением контрастов тогдашней столицы Рф во время пребывания в ней писателя (в шестидесятые-семидесятые годы девятнадцатого века). В ту пору быстро развивался капитализм, за счет банкирских контор, рабочих предместий, доходных домов и заводов город быстро разрастался. Но вернемся к произведению.

Роман Ф. М. Достоевского «Грех и наказание». Образ Петербурга

Стоит лето, на улице горячо, но сумрачен и нерадостен городской пейзаж. Мы смотрим на летний город очами голодного бедняка. Везде толкотня, духота, пыль, везде известка, кирпич, леса, везде особая вонь, знакомая каждому петербуржцу, не имевшему способности уехать летом на дачу.

Образ Петербурга в романе Достоевского не всегда стает таким. Встречаются описания картин природы и прекрасных видов столицы, но они выступают только контрастом к безрадостному изображению. Посреди разряженных дам, богатых коттеджей голодный парень чувствует себя отверженным. На мосту, с которого взгляду раскрывается невская величавая панорама, Раскольников чуток было не попадает под богатую коляску, и на потеху прохожим кучер хлещет его кнутом. Юноше больше по сердечку Сенная площадь. Да, она нищая, но тут он находит своеобразную красоту и ощущает себя своим.

На улицах городка

Образ Петербурга в романе «Грех и наказание» воссоздается так ярко, так как все действия большей частью происходят на улице. Щегольская коляска кое-где в переулке около Сенной давит злосчастного Мармеладова. Уже на последующий денек на улице его полубезумная и чахоточная вдова исходит кровью. На набережной стреляется Свидригайлов. На улице Раскольников общенародно пробует принести покаяние. Все эти нарисованные большим планам сцены дополняются беглыми эпизодами. Из их создается фон, на котором разворачиваются трагические судьбы Сонечки, Мармеладова, Раскольникова.

В домах героев

С запятанных гулких улиц Достоевский уводит нас в обычные для капиталистического Петербурга дома, где проживают его герои. Мы попадаем в вонючие дворы, поднимаемся по темным узеньким лестницам. Комнаты рисуются в полумраке, они слабо освещаются мерклым огарком свечки либо косыми лучами заходящего летнего солнца. Образ Петербурга в романе «Грех и наказание» представляется стршным, и таковой же стршной видится жизнь, жаль протекающая на его замусоренных улицах и в бедных трущобах. Реально происходящие действия – убийство старухи-процентщицы, появление «из-под земли» человека, называющего Раскольникова «убивцем», отчаянные уличные крики – похожи на кошмарные видения сумасшедшего. В то же время бредовые грезы Раскольникова так напоминают реальную реальность…

Мир бедности

Сумрачный сероватый город, в каком распивочные, призывающие бедняков залить свои горести, размещены на каждом углу… на улицах опьяненный люд и путаны, всюду царствуют бедность, заболевания и бесправие – такой образ Петербурга, сделанный Достоевским. Тут можно задохнуться от смрада, возникает желание быстрее убежать, набрать свежайшего воздуха в легкие, избавиться от испарений безнравственности и подлости. Таковой он, ужасный мир нестерпимых страданий, мир бедности, мир, в каком зарождаются полубезумные помыслы Раскольникова. Посреди героев, населяющих странички романа, нередко встречаются малыши. Достоевского неотступно преследуют мысли об их судьбах, сердечко писателя остро ранят их мучения.

Другой образ Петербурга

В романе «Грех и наказание» город представлен не только лишь оскорбленными и униженными людьми, да и инициативными, промышляющими, кто чем может. Вот жулик Кох скупает просроченные вещи у старухи-процентщицы. Вот держатель распивочной Душкин прячет краденое. Вот негоциант Юшкин берет плату за дешевенькие номера. Вот Дарья Францевна и Луиза Ивановна в прямом смысле ведут торговлю дамами. Ясно на фоне этих персонажей вырисовываются две фигуры: делец-промышленник Лужин и шулер Свидригайлов. 1-ый – негодяй, способный на любые злодеяния, 2-ой – гость петербургских кабаков, еще во времена крепостного права истязавший крепостных. Все эти люди делают образ Санкт-Петербурга. Но он не сводится к описанию уродливого быта героев, а несет философско-символическое значение.

Город как олицетворение окружающей реальности

Достоевский считал, что Петербург сотворен не для людей, а для славы сударя. Петр 1-ый не ощущал стремлений собственного народа, пробовал привить русским европейские вкусы и мышление. Вот и город у него вышел «нерусским», «сочиненным». Раскольникова тут все раздражает: и мерзкий запах, и невыносимая жара, и желтоватый цвет. Он гуляет по переулкам вокруг Сенной, но не замечает прекрасных построек, не лицезреет Юсупова Сада, проходит мимо Вознесенской церкви. Его внимание обращено только на пивные с запятанными мужчинами, нищих прохожих, доведенных до последнего отчаяния самоубийц, маленьких торговцев… Петербург – это знак несправедливого, неустроенного общества, свирепого и невосприимчивого к обычным людям. И все таки тут живут российские люди, сохранившие духовную цельность и православную веру. Они мучаются по-русски, веруют по-русски, спасаются по-русски. Город – это действующее лицо, выступающее даже не очевидцем, а соучастником одичавшего злодеяния Раскольникова и его раскаяния, покаяния и возвращения в мир людей.

В заключение

Федор Михайлович Достоевский – гениальнейший писатель, рассматривающий различные стороны современного для него общества и рисующий без прикрас реальные картины жизни российского народа. Образы людей, сделанные им в романе «Грех и наказание», пронизаны духом протеста против унижения человека, социальной несправедливости. Миропонимание писателя основывается на базовых правдах: любви к человеку и признанию его духовной особенности. Все искания Достоевского ориентированы на создание для людей достойных критерий жизни. Городские пейзажи в этом несут гигантскую смысловую нагрузку. В виде Петербурга реализуется чувство безысходности, которое испытывают герои произведения. Город давит, душит, внушает безумные идеи, навевает кошмарные видения. В этой обстановке и рождается сумасшедшая теория Раскольникова.