Посреди пригородных резиденций, расположенных в пригородах Северной Пальмиры, выделяется Ораниенбаум. Достопримечательности его вошли в художественный комплекс, сделанный вдохновенным трудом узнаваемых зодчих, профессиональных умельцев, живописцев и мастеров декоративно-прикладного искусства XVIII столетия и занимающий особенное место в истории российской и мировой культуры.

Ораниенбаум

В 1707 году земли поблизости впадения в Финский залив реки Карасты были пожалованы Петром I (царем) собственному сподвижнику Александру Меньшикову, бывшему в то время губернатором Ингерманландии, отошедшей к Русской империи по окончании Северной войны. По приказу победителя правителя на прибрежном участке напротив острова Котлин конструкторами Г. Шеделем и Д. Фонтана был построен Большой дворец, фактически не уступающий своим великолепием дворцу правитель в Петергофе. Тут же был спроектирован Нижний постоянный сад — один из первых в Рф. Вокруг пригородной резиденции Александра Меньшикова, названой им Ораниенбаум, появилась одноименная придворцовая слобода.

Происхождение необыкновенного наименования пробуют разъяснять различными версиями. Одна из легенд говорит, что тут во время победителя Петра I размещалась померанцевая оранжерея (Oranienbaum в переводе с германского – померанцевое дерево). На террасах и открытых лестницах Огромного дворца в летнее время выставляли в кадках диковину для Севера — вечнозеленые растения рода цитрусовых.

История резиденции

За свою историю, насчитывающую уже более 300 лет, резиденция сменила много владельцев, а поселение получило статус городка.

В 1743 году резиденция была передана в подарок Петру III, взошедшему на престол в 1761 году. После дворцового переворота 1762 года для Екатерины II строится дворец в Ораниенбауме, вошедший в комплекс «Собственная дача». Постройки его построек стали единственными эталонами строительного стиля рококо, представленного в Рф.

С 1796 года пригородная резиденция была собственностью императорской семьи и передавалась последующим поколениям. Перед революцией ее последними обладателями значились герцоги Мекленбург-Стрелицкие.

После событий 1917 года часть построек историко-архитектурного монумента были переданы основанному на местности Ораниенбаума Лесному техникуму. В неких дворцах, а именно в Китайском, были открыты музеи. В 1948 году город был переименован в Ломоносов. «Ораниенбаум» (как заглавие) сохранилось только за историческим комплексом. Присвоение городку имени величавого российского ученого вышло не случаем. Тут неподалеку, в деревне Усть-Рудица, находилась его усадьба, и лаборатория по изготовлению цветного стекла.

В послевоенное время Ораниенбаум пришел в запустение, его суровая реставрация началась исключительно в конце 90-х годов.

В 2007 году уникальный комплекс был введен в состав Муниципального музея-заповедника «Петергоф». Следует увидеть, что в пригородах Петербурга единственным не подвергшимся разрушению в годы ВОВ и сохранившим свою историческую подлинность являлся историко-архитектурный ансамбль «Ораниенбаум», достопримечательности которого завершают вереницу репрезентативных резиденций Петергофской дороги.

Архитектурно-ландшафтный комплекс

Дворцы и парки Ораниенбаума составляют три художественных ансамбля, создававшихся в протяжении XVIII века. В их разработке исключительную роль сыграл Антонио Ринальди. Манеру итальянского конструктора отличал рационализм, перемеженный консерватизмом. В Ораниенбауме его работами являются Китайский дворец, Оперный дом, Дворец Петра III и «Катальная горка».

Все парковые сооружения составляют своеобразную композицию, которая делится на Нижний сад с дворцом Меньшикова и на Верхний парк с его бессчетными монументами истории.

Уникальные сооружения петровской эры

Строительство Огромного дворца и создание вокруг него Нижнего парка, отличительной особенностью которого является архитектурно-художественное единство, послужило началом сотворения комплекса «Ораниенбаум». Достопримечательности этой части строительного комплекса, кроме дворца Меньшикова, включают Екатерининский корпус, Дворец Монплезир, Дворец Марли, Морской канал и наикрасивейшие аллейки фонтанов.

Они все сохранились до нашего времени. Сам Большой Дворец, невзирая на многократные переделки, не очень изменил собственный внешний вид. Он всегда оставался близок собственному начальному плану, что позволяет причислить его к числу уникальных возведений петровской эры.

Ландшафтное искусство

В ландшафтном искусстве тех пор уже пробовали отходить от принципов постоянной разбивки садов. При разработке Верхнего парка Ринальди удалось достигнуть плавного перехода одной его стилистической части в другую. Профессиональный мастер учел особенности красочной местности, отличающей Ораниенбаум. Парк, состоящий из Своей дачи и Петерштадского ансамбля, слился воедино. В нем нет серьезных линий, аккуратненько подстриженных крон деревьев, соответствующих для постоянной планировки. Зато явственно чувствуется гармоническое единство, в каком соединились сложные геометрические узоры аллей, площадок, аква лабиринт прудов и искусственных озер, соединенных протоками, буйство одичавшей природы и уникальная архитектура. Последняя представлена неподражаемым сочетанием стиля рококо с элементами еще только зарождающегося классицизма.

Художественное конструирование. Синтез красы и необходимости

Исключительной особенностью Верхнего парка будет то, что его планировка и проекты всех сооружений в нем выполнены одним архитектором. Художественное конструирование Ринальди соединило внутри себя магию синтеза красы и необходимости. Смешение различных стилей в декоре, соединение постоянного и пейзажного принципов, равноправное роль способов обоих направлений отличает Ораниенбаум, достопримечательности которого гармонически соединились в единое целое с ландшафтом, поражая собственной красотой и величием.

Архитектурно-художественные ансамбли парка

В глубине Верхнего парка взгляду раскрывается Китайский дворец, являющийся частью комплекса Своей дачи. Любопытно, что сначало сооружение называли «голландским домиком». Новое наименование появилось позднее и обосновано быстрее модой на «китайщину». Отделка интерьеров дворца выполнена в духе китайского и японского искусства.

В комплекс Своей дачи заходит также именитая беседка Пергола, состоящая из 54 пилонов и спускающейся к воде пруда каменной лестницы. Она была сотворена в XIX веке и является потрясающим украшением садово-парковой архитектуры тех пор. Пергола построена на месте Кофейного домика, который так и не был воплощен в жизнь Ринальди.

Завлекает внимание «Катальная горка», представляющая собой потрясающее парковое сооружение. Тут придворные забавлялись катанием с ледяных горок, идущих одна за другой и составляющих в длину 532 метра. Обычная народная забава была доступна и в летний период.

Сооружение «Каменное зало», возможно, предназначалось для проведения концертов. В текущее время тут находятся интерактивный кинозал и выставка интерьерной и парковой статуи.

В Верхнем парке также можно узреть Кавалерский корпус, Знатные ворота, павильон, называемый «Китайской кухней».

Петровский парк

Петровский парк — очередное творение Ринальди. Его планировка проводилась с ролью мастера Ламберти. При его разработке по принципу итальянских садов были применены также элементы постоянного направления. Бессчетные каскады, террасы перемежаются маленькими павильонами, посреди которых — двуэтажный Эрмитаж, Соловьева беседка, Китайский домик.

Сейчас Петровский парк выполнен в пейзажном стиле. Его композиционную базу составляют река Караста, Верхний и Нижний пруды.

Как доехать в «Ораниенбаум»?

Королевские резиденции в округах Санкт-Петербурга включены в различные экскурсионные туры. Посетить их можно и без помощи других, если заблаговременно выяснить, как добраться.

Ораниенбаум размещен в городке Ломоносов, находящемся в 40 километрах от северной столицы. Идеальнее всего сюда добираться из юго-восточной части городка. Так, до жд станции «Ораниенбаум» (в Ломоносове) можно доехать от станции метрополитена «Автово» на маршрутном такси К-424а, автобусе №200; от станции «Проспект Ветеранов» — на автобусе №343. От Балтийского вокзала в Ломоносов часто отправляются электропоезда.

Ранее из Кронштадта в музей-заповедник можно было попасть на пароме, на данный момент легче добраться рейсовым автобусом №175.

Портативный путеводитель

На входе в парк размещена карта с главными местами, которыми славится Ораниенбаум. Фото плана в предстоящем поможет верно распланировать свою экскурсионную поездку. Стоит направить внимание на аннотацию для скачки портативного путеводителя по парку — это электрическое приложение «Парк Ораниенбаум». В нем есть план, герб, информация об истории комплекса и маленькое видео.