Начнем, наверняка, с дефиниций. СССР закончил свое величавое существование в грустно известном 1991 году. Означает, все «мыльные оперы», которые показывались до подписания Беловежских соглашений, полностью могут относиться к категории «Мыльная опера в СССР».

Что такое «мыльная опера»?

Это длинноватая душещипательная экранизированная история с поочередным сюжетом, где каждый эпизод преобразуется в одну маленькую серию. 1-ые «мыльные оперы» в США начали выходить на радио, и только позже они захватили телеэкраны. Уже стал общеизвестным и принятым штампом тот факт, что заглавие «мыльная опера» появилось из-за того, что первыми спонсорами и рекламодателями данных телесериалов были большие компании, производящие предметы гигиены. Хотя существует еще одна полностью правдоподобная предыстория появления потешного наименования. «Мыльные оперы» появились в Америке в довоенный период и были рассчитаны на домохозяек, занятых стиркой и уборкой. Руки у их были в мыле, отсюда и заглавие. А компания Procter&Gamble пользовалась этой маркетинговой нишей уже позднее, исключением не стала и 1-ая демонстрируемая «мыльная опера» в СССР.

Начало

Благодаря собственной специфичной аудитории все «мыльные оперы» сентиментальны, если не слезливы. Домохозяйки бальзаковского возраста, требуют красы и сердечности. В некий момент жертвой голливудской продукции пали и домохозяйки СССР, в каком, как понятно, секса не было, а вот всепоглощающая любовь имела место. Но эта история началась не с голливудской, а с бразильской кинопродукции. 1-ая демонстрируемая «мыльная опера» в СССР, которая и привила русским дамам любовь к этому поджанру синематографа, была увлекающая «Рабыня Изаура». 

Этому телесериалу удалось то, что не вышло у многих других реформаторов – в российский язык вошло новое слово. Если в 70-е годы СССР экспортировал в Великобританию слово «дача», то в 80-е мир ответил нам «фазендой». Практически все садовые участки в 6 соток в одночасье стали «фазендами». Сериал вышел в Бразилии в 1976 году, а в Русский Альянс он пришел в 1988. 16 октября того года на голубых экранах Союза начала триумфальное шествие 1-ая демонстрируемая «мыльная опера» в СССР. Что это был за год, что происходило в стране, что ее гражданки с таковой охотой погрузились в просмотр «бразильского мыла»?

СССР в 1988

1 января 1988 года начался 2-ой шаг перестройки. Вступил в силу 2-й пакет законов об экономических реформах. Длилась война в Афганистане, и матери ожидали собственных отпрыской домой. Скоро и начался вывод войск. Произошла 1-ая общественная бандитская «стрелка», появились целые мафиозные кланы. Состояние людей в стране переходило от истерического к депрессивному. Дальше Нагорный Карабах и письмо Нины Андреевой «Не могу поступиться принципами» о том, что русские дамы не готовы смириться с процессами перевоплощения страны в место встречи люберецких и долгопрудненских. Навряд ли можно быть уверенным в том, что разрешение идейного отдела ЦУ КПСС на демонстрацию в стране «Рабыни Изауры» было утонченным ответом на письмо Нины Андреевой, но какое-то зерно правды в этом есть. Дамы – это всегда ядерный электорат хоть какого правительства, позиционирующийся на идее «нет власти, аще не от Бога» либо по-другому это можно было бы выразить так, что уже действующая власть имеет право на продолжение собственной работы, потому что она правит. Перестройка могла повредить эту женскую стратагему, о чем свидетельствовало письмо Нины Андреевой, потому средством массового поражения зреющего недовольства дам СССР были избраны телесериалы.

Идейный инструмент

«Мыльная опера» в СССР — это традиционный вариант канализации недовольства и направления его в призрачные миры чужого счастья. И главное, каждый вечер. Бразильский сериал двадцатилетней давности перевоплотился в событие, затмившее практически все политические. Бабушки на лавочках закончили дискуссировать реабилитацию Бухарина и погрузились в перемывание косточек Изауры. Типичная анестезия. Выбор телесериала, кстати, был очень грамотным. В отличие от бездуховных американских, «Рабыня Изаура» была снята на базе традиционного слащавого романа, имела вначале выстроенный сюжет и высочайшее качество режиссерской работы. Очень успешный кастинг актеров. Так, Леонсио оказался похож на Андрея Харитонова, актера, сыгравшего героя незадолго до «Рабыни Изауры», в кинофильме «Звезда и погибель Хоакина Мурьеты», что сходу завлекло к нему дамские сердца. В любом случае титул «1-ая демонстрируемая мыльная опера в СССР» заслуженно достался конкретно незабываемой «Рабыне Изауре»!

И пошло-поехало

После того как русские дамы оценили предоставленное им новое наслаждение, на телеэкран вышли «Богатые тоже рыдают» и «Просто Мария». И все новые и новые забугорные «мыльные оперы». Позже началась эпоха бесконечной «Санты-Барбары» и завершился Русский Альянс. Кстати, нужно отметить, что перед телесериалами из США пару лет демонстрировали латиноамериканские. Видимо, они лучше ложились на склад ума цивилизации. Нельзя сказать, что эти 3-4 года, когда от павловской реформы отвлекали не герои «Как закалялась сталь», а Луселия Сантос, были уж совершенно нехорошими. Вечера были заняты просмотром безграничных эпизодов все новых телесериалов, «мыльные оперы» 90-х воспользовались огромным фуррором, а на кухнях, уже не коммунальных, стали меньше ругать правительство.