Главным нюансом, определяющим правовую способность людей в Старой Руси, было положение их личной свободы. Исходя из этого, население условно делилось на рабов (холопов) и свободных. Не считая того, существовали и промежные классы закрепощенных людей. Они числились юридически свободными, но по сути были в экономической зависимости (долговой либо поземельной). Вследствие этого все они равно ущемлялись в правах.

Публичный строй

Это понятие включает компанию социума, которая обоснована определенной степенью развития производства, также обмена и рассредотачивания товаров. Не считая того, особенности публичного строя зависят от сознания людей и традиций, закрепленных в законах и охраняемых государством. Его структура состоит из нескольких частей, включающих политические, экономические, социальные и культурно-духовные дела.

Старая Русь

В сохранившихся летописях записано, что публичный строй славян, которые расселились на землях в районе Восточно-Европейской равнины, представлял собой родовую общину. Это значило, что вся власть и имущество были в руках старшины. Античные славяне исповедовали родовой культ, почитая собственных протцов.

С VI века в связи с возникновением орудий труда, изготовленных из металла, также с переходом от подсечного земледелия к пашенному прежние дела стали распадаться. Сейчас требовалось соединять воединыжды усилия всех без исключения членов рода для того, чтоб удачно вести хозяйство. Таким макаром, на 1-ый план вышла отдельная семья.

Публичный строй восточных славян повсевременно изменялся. С течением времени родовые общины становились соседскими либо территориальными. В их сохранялась общая собственность на пахотную землю, пастбища, водоемы и лесные угодья. Сейчас отдельным семьям стали давать наделы. Такие участки пахотной земли они должны были обработать своими силами и своими орудиями труда, оставляя у себя практически весь собранный сбор. Потом передел завершился, и наделы перебежали в постоянную собственность, которой обладали отдельные семьи.

Понятие общественный строй. Общественный строй древних славян, Киевской Руси

Предстоящее усовершенствование орудий труда повлекло за собой возникновение излишков продукции, а потом – развитие натурального обмена меж семьями. В связи с этим равномерно стал появляться новый публичный строй славян, который привел к дифференциации общины, имущественному неравенству и значительному скоплению состояния старейшинами и другой знатью. В это время основным органом управления было вече, на котором вместе решались все принципиальные вопросы. Но равномерно оно стало терять свою значимость.

Как понятно, восточные славяне повсевременно вели войны с соседями. Не считая того, они также отражали бессчетные набеги бродячих племен. В итоге стала возрастать значимость военачальников, которыми являлись князья. Они же были главными лицами, управлявшими племенами. Излишек продукции позволял содержать общинам князя с его преданной дружиной – отрядами воинов. Равномерно в их руках сосредоточилась вся власть и основная часть богатства. Они присвоили для себя земли и обложили соплеменников налогами. Таким макаром, в VIII-IX веках публичный строй Старой Руси снова стал изменяться. Резкое имущественное расслоение начало давать предпосылки для образования страны.

Главные группы

Публичный строй Киевской Руси состоял из 4 главных групп населения, называвшихся феодалами, крестьянами, холопами и городскими (либо посадскими) жителями. Они все имели различные права.

Деление людей на классы, как считает большая часть историков, свидетельствовало о резвом развитии феодальных отношений. При всем этом бывшие свободные общинники с течением времени преобразовывались в зависимое население. Нужно сказать, что на данном шаге развития феодализма еще не было крепостного рабства, которое подразумевало прикрепление фермеров к земле и лично к владельцу.

Свободное население

Муниципальный и публичный строй Киевской Руси являлся раннефеодальной монархией. Главой страны был величавый князь, а ему, в свою очередь, подчинялись другие, более маленькие. Чтоб решить спорные вопросы, возникающие меж ними, к примеру о разделении либо перераспределении земли, также дела, касающиеся заключения мира либо ведения войны, проводились особые съезды.

Владычествовали князья средством собственной дружины – отрядов проф воинов. Бойцы собирали дань, и за счет нее же получали содержание. Старшие дружинники во главе с князем учавствовали в разработке законов и входили совместно с ним в совет, именуемый думой.

Понятие общественный строй. Общественный строй древних славян, Киевской Руси

Военной элите были переданы административные функции, за счет которых появилась так именуемая десятичная схема управления. С течением времени ее поменяет дворцово-вотчинная система, опиравшаяся на феодальную собственность на землю.

Дружинники равномерно становились землевладельцами и получали некоторый иммунитет, который давал им право распоряжаться своими территориями без какого-нибудь вмешательства в их дела со стороны княжеской администрации.

Класс феодалов

Существовавший в те времена публичный строй представлял собой некоторую лестницу, на вершине которой восседал киевский князь со собственной элитой – феодалами. Самой привилегированной была знать. Она, в свою очередь, делилась на несколько подгрупп. Посреди их – бояре. Так назывались отставные старшие дружинники, служившие когда-то величавому князю киевскому. С XI века они становятся большими феодалами-землевладельцами. Также они участвовали в муниципальном управлении (в большинстве случаев в роли наместников.)

Княжьи мужи – самое близкое окружение главы страны. Они были его политическими советниками, также состояли в так именуемом Совете при князе. Эти люди не имели земляной принадлежности и жили на иждивении. Они являлись потомками величавых и светлых князей, также старейшин племен.

Огнищанами называли больших чиновников, занимающихся управлением разными областями муниципального хозяйства.

Люди, управляющие личными делами и имуществом князя, именовались княжьими тиунами, т.е. слугами. Что касается их правового статуса, то они находились на уровне обыденных рабов.

Были к тому же отроки – младшие чины из состава дружинников величавого князя. Они числились феодалами-землевладельцами и учавствовали в управлении государством.

Понятие общественный строй. Общественный строй древних славян, Киевской Руси

Главной льготой, которой воспользовались старшие дружинники, а конкретно бояре, было землевладение с особенным правом иммунитета, разрешавшее им последующее:

? не подчиняться не только лишь общинным властям, да и феодальным на местах;

? воспользоваться поддержкой юрисдикции князя;

? взимать разные подати и проводить суды в отношении зависимого люда.

Позднее в грамотах были зафиксированы еще несколько прав по защите жизни, здоровья и чести. Также им становился легкодоступным особый порядок наследования, по которому имущество могло передаваться не только лишь по мужской, да и по женской полосы. Не считая того, была значительно повышена ответственность за убийство, где отмечалось, что жизнь феодала стоила тогда 80 гривен.

Зависимое население

Как уже понятно, публичный строй восточных славян равномерно изменялся, что привело к его расслоению и делению на классы. Появилось зависимое население, к которому относились смерды, закупы и рядовичи. Оно составляло огромную часть обитателей Старой Руси.

Смердами называли личносвободных крестьян-общинников. Они обладали собственностью с правом передачи его по наследию, также могли вступать в договорные дела. Совершившие грех должны были выплатить штраф вполне. Они имели право участвовать в судах как в качестве истца, так и в роли очевидца либо ответчика.

К закупам относились смерды, каким-то образом попавшие в зависимость за имеющиеся у их долги перед кредиторами. Они должны были отрабатывать их до того времени, пока не сумеют вернуть задолженность. Закупы сохраняли свое имущество, переходящее по наследию родственникам, но при всем этом их долги не передавались. Они могли заключать договоры и привлекаться к уголовной ответственности, также участвовать в судебных разбирательствах в роли как ответчика, так и истца. Но закупы не имели права покинуть хозяйство кредитора либо отрешиться работать на него. Непослушание наказывалось рабством. Закуп также не мог выступать в качестве очевидца на судебных заседаниях, потому что являлся зависимым от собственного кредитора.

Понятие общественный строй. Общественный строй древних славян, Киевской Руси

Публичный строй на базе правовых качеств определял причины, по которым закуп мог быть освобожден. 1-ый из их – возврат долга. 2-ой – освобождение на основании решения суда, если кредитор передает обязательства должника третьему лицу. И, в конце концов, последний, когда закуп подвергся избиению со стороны кредитора.

Рядовичами называли должников, которые под залог собственной свободы брали не средства, а какие-либо вещи.

Несвободное население

Публичный строй Старой Руси был устроен таким макаром, что в нем имелся класс людей, на сто процентов подначальных и бесправных. Их называли холопами. У их не было никакого личного правового статуса и имущества. Они числились недееспособными и не имели права участвовать в судебных тяжбах и привлекаться к уголовной ответственности.

Было несколько обстоятельств, по которым люди могли стать холопами (рабами):

? По праву рождения. Это означает, что если хоть один из родителей был рабом, то и ребенок тоже становился им.

? Свадьба на рабыне.

? Самопродажа. Для этого составлялся документ, который подписывался при очевидцах.

? Захват в плен во время военных действий.

? Побег закупа. В данном случае в рабов превращали всю его семью.

? Уголовное грех, которое каралось методом конфискации имущества. Не считая того, семья в полном составе становилась холопами. Такое наказание назначали за убийство, грабеж, поджог, конокрадство и банкротство.

Нужно отметить, что публичный строй Киевской Руси с его законами не позволял холопам стать свободными. Больше того, отпустить их на волю числилось ужасным оскорблением для свободных людей. Единственным исключением могло стать то событие, что у рабыни рождался ребенок от ее государя. А когда владелец погибал, она становилась свободным человеком.

Посадские обитатели

Публичный строй, который сформировался на российских землях в те времена, подразумевал отсутствие холопства в городках. Посадские обитатели имели полное правовое равенство. Исключительно в XII веке в городском обществе стали проявляться признаки расслоения (дифференциации) населения по имущественному признаку.

Понятие общественный строй. Общественный строй древних славян, Киевской Руси

Люди стали делиться на две группы: старших и темных. К первой относились негоцианты и «гости», занимавшиеся наружной торговлей, а ко 2-ой – ремесленники. Начал зарождаться общественно-экономический строй, при котором появилось правовое неравенство в городках. При всем этом темных могли без их согласия выслать или в ополчение, или на публичные работы.

Появление городов

В период зарождения и предстоящего развития феодального строя часть ремесленников, которые входили в состав общины, начали попадать в зависимость от богатых землевладельцев. Другие же стали покидать свои деревни и уходить на новое место проживания. Они селились под стенками княжеских крепостей и замков. Так, публичный строй Руси пополнился очередной группой населения – посадскими, либо городскими людьми.

Стиль жизни в этих поселениях значительно отличался от обычного уклада, господствовавшего в сельских общинах. На замену миру, состоящему из нескончаемых степных пространств, болот и непролазных лесов, пришло более надежное укрепленное место, которое сначала представляло собой некоторое господство порядка и права.

Понятие общественный строй. Общественный строй древних славян, Киевской Руси

Приблизительно посреди X века, когда началось усиление Древнерусского страны, городские поселения обрели способность делать не только лишь административные и военные задачки. С принятием христианства стали появляться и культурные центры.

Тогдашний политический и публичный строй Руси сначала воздействовал на появление и развитие таких городов, как Киев и Новгород. Археологические исследования и раскопки подтверждают, что эти поселения имели уже сформировавшуюся структуру, где присутствовали концентрация власти, церковное управление, также все нужные усадебные застройки.

Управление государством

Общественно-политический строй Киевской Руси можно именовать раннефеодальной монархией, потому что во главе страны находился один правитель – величавый князь. В его руках была сосредоточена законодательная власть, он устанавливал налоги и решал все главнейшие денежные вопросы. Конкретно величавый князь являлся главой системы управления государством и верховным арбитром, также отдавал приказы своим вооруженным силам.

Понятие общественный строй. Общественный строй древних славян, Киевской Руси

Не считая того, в руководстве были задействованы и другие механизмы:

? Совет при князе. Он числился неформальным органом власти и состоял из военных чинов – старших дружинников, представителей высшего духовенства, городских старейшин и др.

? Вече. Это высший официальный орган власти в стране, состоящий из свободных людей. Вече могло созываться как на общегосударственном, так и на более малом уровне. В его компетенцию входили вопросы внутренней и наружной политики. Сила воздействия вече всегда зависела от могущества либо беспомощности власти князя.

? Феодальные съезды. Они решали разные вопросы, касающиеся отношений меж князьями. В первый раз таковой съезд состоялся кое-где в конце XI века. Собрания могли носить общегосударственный нрав либо созываться на отдельных землях.

Излишним доказательством того, что политический и публичный строй страны Киевской Руси был конкретно раннефеодальной монархией, является очень ограниченная власть князя. Он сам и его решения в некий степени зависели от наиблежайшего окружения, также от вече и других собраний. Такое положение обосновано тем, что центральное и территориальное управления были связаны меж собой очень слабо. Этот механизм управления государством являлся только исходной стадией развития монархии.