Психическая теория деятельности, предложенная выдающимся русским психологом А. Н. Леонтьевым, рассматривает психическую и физическую активность человека в рамках социума, которая направляет и обусловливает его развитие.

Предметом исследования теории является деятельность в широком смысле слова, т.е. активное взаимодействие субъекта с окружающей средой. Благодаря этому взаимодействию субъект изменяет наружный (предметный) либо внутренний мир. Стоит также отметить, что главным либо начальным видом деятельности является наружняя, которая средством социально обусловленных процессов с течением времени перебегает в так именуемый внутренний план.

Теория деятельности имеет ряд главных понятий, которые также помогают раскрыть ее суть.

Неважно какая деятельность человека имеет сложное мультислойное строение, что означает, что ее можно подразделить на несколько уровней. Условно одним из первых назван уровень действий. Под действиями понимаются те отдельные и определенные процессы, которые ориентированы на достижение определенной цели. Не считая всего остального, это многофункциональная единица хоть какой деятельности. Под целью же принято осознавать тот конечный сознательный образ, ради которого, фактически, данное конкретное действие было затеяно. При всем этом принципиально отметить, что теория деятельности соображает действие как процесс стопроцентно осознанный. Это не спонтанное движение либо автоматизм. Так как оно безпрерывно соединено с целью, которая всегда удерживается в сознании, действие в рамках такового подхода — единство физического проявления активности и сознания.

Оно состоит из простых единиц — операций либо методов выполнения деяния. В базе операций лежат способности. Отличие их в том, что они не осознаются, другими словами совершаются автоматом (в то время как действие всегда имеет осознанную цель). В конце концов, низший уровень — психофизиологические особенности нашего организма, отвечающие за удачливость/неуспешность, скорость и качество воплощения операций.

Мы разглядели механизм воплощения действий. Но теория деятельности предлагает и иную систематизацию, которая открывают фактически деятельность исходя из убеждений мотивации и цели.

Главным понятие тут является потребность — некоторая необходимость, являющаяся предпосылкой напряжения в организме, которая должна быть удовлетворена. В случае если опыт человека дает подсказку ему, каким образом напряжение может быть редуцировано, другими словами он знает и отыскивает определенный предмет ее ублажения, поисковая активность подкрепляется мотивом.

Основываясь на том факте, что человек повсевременно совершает какой-нибудь вид деятельности, психическая теория деятельности выделяет те их виды, что характерны индивидуму в течение различных периодов его жизни.

1. Предметно-манипулятивная. Характерна малышам и небольшим детям. Дети изучают особенности предметов, их характеристики и деяния, которые с ними можно сделать

2. Игровая. Малыши обучаются вести взаимодействие вместе, делают групповые правила, придерживаются их. В рамках сценария развивают игровой план.

3. Учебная деятельность. Характерна школьникам и ориентирована на узнавание новейшей инфы, обогащение познаний.

4. Близкое общение. Типично для подростков, которые стремятся налаживать социальную связь, стараются быть «в группе», стать частью чего-то большего, быть принятыми и понятыми в собственной среде.

5. Трудовая деятельность характерна взрослым людям. Как видно из наименования, ориентирована на становления человека в труде и работе.

На базе теории А. Н. Леонтьева более выдающиеся учеными Д. Б. Элькониным и В. В. Давыдовым сотворена теория учебной деятельности, в рамках которой изучается психологическое воздействие учебы на малыша и конфигурации, происходящие под ее воздействием.