В процессе школьного обучения русскому языку ученики знакомятся с различными видами разборов. Это и лексический анализ слова, и разбор по составу и методам образования. Малыши обучаются разбирать предложение по членам, выявлять его синтаксические и пунктуационные особенности. Также создавать многие другие языковые операции.

Обоснование темы

После повторения материала, пройденного в младшей школе, учащиеся 5-х классов приступают к первому большому разделу языкознания – фонетике. Окончанием его исследования является разбор слова по звукам. Почему конкретно с фонетики начинается серьёзное и глубочайшее знакомство с родной речью? Ответ прост. Текст состоит из предложений, предложения – из слов, а слова – из звуков, которые и являются теми кирпичиками, строительным материалом, первоосновой языка, при этом не только лишь российского, а хоть какого. Вот почему разбор слова по звукам – начало формирования практических способностей и умений школьников в лингвистической работе.

Понятие фонетического разбора

Что конкретно включает он в себя, и что необходимо знать школьникам, чтоб удачно управляться с заданиями фонетического нрава? Во-1-х, отлично ориентироваться в слоговом членении. Во-2-х, разбор слова по звукам не может выполняться без чёткого различения гласных и согласных фонем, парных и непарных, слабеньких и сильных позиций. В-3-х, если оно (слово) включает йотированные, мягенькие либо твёрдые элементы, двойные буковкы, ученик тоже должен уметь ориентироваться, какая литера употребляется для обозначения того либо другого звука на письме. И даже такие сложнейшие процессы, как аккомодация либо ассимиляция (уподобление) и диссимиляция (расподобление), тоже должны быть ими отлично исследованы (хотя обозначенные определения и не упоминаются в учебниках, все же, детки знакомятся с этими понятиями). Естественно, что разбор слова по звукам не может выполняться, если ребёнок не умеет транскрибировать, не знает простых правил транскрипции. Потому учитель должен серьёзно и трепетно подойти к преподаванию раздела «Фонетика».

Теоретические советы

Что представляет собой схема разбора слова по звукам? Какие этапы она включает? Разберёмся в этом тщательно. Для начала лексема выписывается из текста, ставится символ «тире», после этого она пишется опять, только уже разделённая на слоги. Проставляется ударение. Потом открываются квадратные скобки, и ученик должен слово затранскрибировать – записать так, как оно слышится, т. е. выявить его звуковую оболочку, обозначить мягкость фонем, если таковые имеются, и т. д. Дальше под вариантом транскрипции необходимо пропустить строку, провести вниз вертикальную черту. Перед ней в столбик записываются все буковкы слова, после – в квадратных скобках звуки и даётся их полная черта. В конце разбора проводится маленькая горизонтальная черта и, как подведение итогов, отмечается количество буковкы и звуков в слове.

Пример 1-ый

Как всё это смотрится на практике, т. е. в школьной тетрадке? Произведём сначала пробный разбор слова по звукам. Примеры анализа дадут возможность осознать многие аспекты. Записываем: покрывало. Делим на слоги: по-кры-ва´-ло. Транскрибируем: [пакрыва´ла]. Анализируем:

  • п – [п] – это звук согласный, он глухой, парный, пара — [б], жесткий;
  • о – [а] – это гласный звук, безударный;
  • к – [к] – звук согл., он глух., парн., [пара — г], твёрд.;
  • р – [р] — звук согласный, сонорный, потому непарный по звонкости, твёрдый;
  • ы – [ы] – это гласный, в данной позиции безударный;
  • в – [в] – звук этот согл., является гулким, пара его — [ф], твёрдый;
  • а — [а´] – гласный звук, в ударной позиции;
  • л – [л] – это звук согл., относится к сонорным, потому непарн., твёрдый;
  • о – [а] – согласный, безударный.

Итого: 9 букв в слове и 9 звуков; количество их стопроцентно совпадает.

Пример 2-ой

Поглядим, как произвести разбор слова «друзья» по звукам. Действуем по уже намеченной схеме. Делим его на слоги, выставляем ударение: дру-зья´. Сейчас записываем в транскрибируемом виде: [друз’й’а´]. И анализируем:

  • д – [д] – согласный, он гулкий и является парным, пара — [т], твёрдый;
  • р – [р] – согл., гулкий, сонорный, непарный, твёрдый;
  • у – [у] – гласный, безударный;
  • з – [з’] – согл., является гулким, имеет глухую пару — [с], мягенький и тоже парный: [з];
  • ь – звука не обозначает;
  • я – [й’] – полугласный, гулкий всегда, потому непарный, всегда мягенький;
  • [а´] – гласный, ударный.

В данном слове 6 букв и 6 звуков. Их количество совпадает, т. к. Ь звука не обозначает, а буковка Я после мягенького знака обозначает два звука.

Пример 3-ий

Показываем, как надо делать разбор слова «язык» по звукам. Метод вам знаком. Выписывайте его и делите на слоги: я-зык. Затранскрибируйте: [й’изы´к]. Разберите фонетически:

  • я – [й’] – полугласный, гулкий, непарный всегда, только мягенький;
  • [а] – этот звук гласный и безударный;
  • з – [з] – согл., гулкий, парный, пара — [с], твёрдый;
  • ы – [ы´] – гласный, ударный;
  • к – [к] – согласный, глухой, парный, [г], твёрдый.

Слово состоит из 4 букв и 5 звуков. Их количество не совпадает поэтому, что буковка Я стоит в абсолютном начале и обозначает 2 звука.

Пример четвёртый

Поглядим, как смотрится разбор слова «белка» по звукам. После выписки его произведите слогоделение: бел-ка. Сейчас затранскрибируйте: [б’э´лка]. И произведите буквенно-звуковой анализ:

  • б – [б’] – согл., гулкий, парный, [п], мягенький;
  • е – [э´] – гласный, ударный;
  • л – [л] – согл., сонорный, непар., в этом случае твёрдый;
  • к – [к] – согл., глух., парный, [г], твёрдый;
  • а – [а] – гласный, безударный.

В данном слове однообразное количество букв и звуков – по 5. Видите ли, создавать фонетический разбор этого слова довольно легко. Принципиально только уделять свое внимание на аспекты его произношения.

Пример 5-ый

Сейчас давайте создадим разбор слова «ель» по звукам. Пятиклассникам это должно быть любопытно. Он поможет повторить и закрепить фонетические особенности йотированных гласных. Состоит слово из 1-го слога, что тоже не по привычке ученикам. Транскрибируется оно так: [йэ´л’]. Сейчас произведем анализ:

  • е – [й’] – полугласный, гулкий, непарный, мягенький;
  • [э´] – гласный, ударный;
  • л – [л´] – согласный, сонорный, потому непарный, в данном слове мягенький;
  • ь – звука не обозначает.

Таким макаром, в слове «ель» 3 буковкы и 3 звука. Буковка Е обозначает 2 звука, т. к. стоит сначала слова, а мягенький символ звуков не обозначает.

Делаем выводы

Мы привели примеры фонетического разбора слов, состоящих из различного количества слогов и звуков. Учитель, объясняя тему, обучая собственных школьников, должен стараться наполнить их словарный припас соответственной терминологией. Говоря о звуках «Н», «Р», «Л», «М», следует именовать их сонорными, попутно указывая, что они всегда гулкие и поэтому не имеют пары по глухости. [Й] сонорным не является, но тоже только гулкий, и по этому параметру примыкает к 4 предшествующим. Более того, ранее числилось, что этот звук относится к согласным, но его справедливо именовать полугласным, т. к. он очень близок к звуку [и]. Как лучше уяснить их? Запишите с детками предложение : «Мы не узрели подругу». В неё и входят все сонорные.

Особенные случаи разбора

Для того чтоб верно найти фонетическую структуру слова, принципиально уметь в него вслушаться. К примеру, словоформа «лошадок» будет иметь таковой вид в транскрипции: [лашыд’э´й’], «дождик» — [до´щ’]. Разобраться без помощи других пятиклассникам с такими и схожими вариантами достаточно трудно. Потому учитель должен на уроках стараться рассматривать достойные внимания примеры и уделять свое внимание учеников на некие языковые тонкости. Касается это и таких слов, как «праздничек», «дрожжи», т. е., содержащих двойные либо непроизносимые согласные. На практике оно смотрится последующим образом: празд-ник, [пра´з’н’ик]; дрож-жи, [дро´жы]. Над «ж» следует провести черту, указывающую на продолжительность звука. Неординарна здесь и роль буковкы И. Тут она обозначает звук Ы.

О роли транскрипции

Зачем слово непременно необходимо транскрибировать? Фонетический анализ помогает узреть графический вид лексемы. Т. е., наглядно показать, как слово смотрится в собственной звуковой оболочке. Какова вообщем цель такового разбора? Она состоит не только лишь в сопоставление языковых единиц (буковкы и звуки, их количество). Фонетический анализ даёт возможность проследить, в каких позициях одна и та же буковка обозначает различные звуки. Так, обычно считается, что в российском языке гласная «ё» всегда стоит в сильной ударной позиции. Но в словах иноязычного происхождения это правило не срабатывает. То же самое касается и сложных по составу лексем, состоящих из 2-ух и поболее корней. К примеру, прилагательное трёхъядерный. Транскрипция его такая: [тр’иох’а´д’ирный’]. Как лицезреем, ударный здесь звук [а].

К вопросу о слогоделении

Слогоделение — тоже вопрос достаточно непростой для пятиклассников. Обычно учитель ориентирует малышей на такое правило: сколько в слове гласных букв, столько и слогов. Ре-ка: 2 слога; по-душ-ка: 3 слога. Это так именуемые обыкновенные случаи, когда гласные находятся в окружение согласных. Несколько труднее для малышей другая ситуация. К примеру, в слове «голубая» наблюдается стечение гласных. Школьники затрудняются, как разделять на слоги подобные варианты. Следует им разъяснить, что и здесь правило остаётся постоянным:
си-ня-я (3 слога).

Вот такие особенности наблюдаются при фонетическом разборе.