Развитие фонематического слуха у детейФонематический слух отвечает за различение фонем (звуков) речи. Он помогает нам различать слова и формы слов, похожие по звучанию, и верно осознавать смысл произнесенного. Развитие фонематического слуха у деток — залог удачного обучения чтению и письму, а в предстоящем — и зарубежным языкам.

Если у малыша плохо развит фонематический слух, он может путать близкие по звучанию фонемы. Это может тормозить процесс развития связной речи, обучения чтению и письму, ведь если у ребенок плохо умеет различат звуки, он будет принимать (запоминать, произносить, писать) то, что он услышал, а не то, что ему произнесли по сути. Отсюда — ошибки в речи и на письме.

Нехорошее развитие фонематического слуха может привести к многофункциональной дислалии — нарушенному произношению отдельных фонем либо групп фонем. Если ребенок не может различить похожие фонемы на слух, он не сумеет и верно их произнести. Если впору не принять меры, то недостаток закрепится, и чем старше будет становиться ребенок, тем труднее будет это поправить.

В этом случае, когда предки понимают, как принципиально для малыша развитие фонематического слуха, и занимаются с ним с юношества, к 5 годам ребенок уже должен уметь определять на слух, есть ли в слове определенный звук, и сам подбирать на данные звуки слова. Но на практике так бывает не всегда. Достаточно нередко детки путают похожие звуки — твердые и мягенькие, глухие и гулкие, шипящие и свистящие (например, Ж и Ш, Ш и С, С и Ц и пр.).

Развитие фонематического слуха у дошкольников можно «подстегнуть» с помощью особых упражнений. Эти упражнения посодействуют детям распознавать данный звук в словах, определять место звука в слове, различать слова и формы слов, отличающиеся только одной фонемой.

Развитие фонематического слуха: упражнения

Выясни звук

Это упражнение учит определять наличие либо отсутствие данного звука в слове на слух. Предложите вашему ребенку делать определенное действие (подымать руку, хлопать в ладоши, топать ногой), когда он услышит слова с данным звуком. Если у малыша есть задачи с различением определенного звука — проводите упражнение на этот звук, если заморочек нет — изберите более возможные «проблемные» звуки.

Что общего?

Произнесите три-четыре слова, в каждом их которых есть определенный звук, и спросите у малыша, какой звук общий для всех этих слов. Лучше, чтоб данный звук находился в словах на различных позициях — сначала, посреди и в конце. К примеру: цапля, нарцисс, молодец.

Раз, два, три — быстрей сообрази!

В этом упражнении ребенку необходимо придумать слово, которое будет отвечать определенным аспектам, к примеру:

  • Назови слово, которое начинается с такого же звука, что и слово «шуба».
  • Придумай слово, которое начинается с последнего звука слова «арбуз».
  • Вспомни заглавие рыбы, в каком есть последний звук слова «замок» (щука, карась, карп…).
  • Подбери слово, в каком 1-ый звук — с, а последний — к.

Можно попросить малыша избрать картину, на которой изображен предмет с данным звуком, либо обычной отыскать таковой предмет в комнате.

Кто-то что-то спутал

Это упражнение помогает научиться различать слова, отличающиеся одной фонемой. Для этого необходимо зачитать ребенку детские стишки, заменив в каком-нибудь слове одну буковку (либо убрав ее, либо добавив лишнюю). Ребенок должен отыскать в стихотворении ошибку и поправить ее. Стихи могут быть самыми различными, к примеру:

Я люблю свою лошадку,
Причешу ей шёрстку гладко,
Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в кости.

Самолёт построим сами,
Понесёмся над весами.
Понесёмся над весами,
А позже вернёмся к маме.

Зайка серенький посиживает
И ушами шевелит.
Зайке холодно посиживать,
Нужно лампочки погреть.

Развитие фонематического слуха у детей