Шенграбенское схватка в романе «Война и мир» Льва Николаевича Толстого – один из самых запоминающихся эпизодов. Но если б вы поставили для себя цель конкретно изучить ход и развитие войны с Наполеоном 1805 года, то эта битва вряд ли завлекла бы ваше внимание. В развернутой повести войны данное событие было бы сопоставимо только с запятой в предложении.

Но Л. Толстому схватка близ деревни Шенграбен отдало возможность написать целый ряд психических портретов собственных героев. Тут же ярко видно и отношение самого писателя к этой войне. На самом деле, в очах классика это единственная битва, имевшая моральное оправдание.

Малая частица огромного целого

Для того чтоб осознать, какое место занимало Шенграбенское схватка в романе «Война и мир» (в масштабе всей войны), стоит коротко разглядеть предпосылки появления, ход событий и роль российской армии в этой военной кампании.

Итак, на самом деле, Рф в той войне вначале ни разделять, ни защищать было нечего. Все началось с того, что Наполеон решил подмять под себя Англию. Он подвел свою «Величавую Армию» в количестве 180 тыщ человек к Ла-Маншу со стороны Франции. Для Туманного Альбиона это была суровая угроза. Противопоставить достойную силу отлично обученным войскам противника было бы очень проблематично.

Морская преграда

Слабеньким местом наполеоновской армии был флот. Его чертовски не хватало, чтоб организовать действенное прикрытие во время переброски сухопутного десанта. Наполеон, объединив свои корабли с испанскими, попробовал оттянуть главные силы британского флота от Ла-Манша. Но в битве при Трафальгаре его флотилия терпит сокрушительное поражение от адмирала Нельсона, командующего британской эскадрой.

Рождение коалиции

Но Великобритания отлично понимала, что эта победа давала ей всего только временную передышку, так как главные – сухопутные – силы противника от ее границ никуда не пропали. Потому английское правительство спешно сколачивает антинаполеоновскую коалицию, куда вошли Наша родина, Австрия, Швеция, Португалия и Неаполитанское царство.

Итог хаотичных действий союзников

Чтоб передвинуть театр военных действий, принимается решение поруха на Баварию и Италию (союзников Франции). Наша родина выдвигает две собственных армии в помощь Австрии. А в это время австрийцы, не дождавшись подкрепления, штурмуют Баварию.

Наполеон очень мобильно перебрасывает свои силы и, застигнутая врасплох, австрийская армия капитулирует. В этой ситуации генералу Кутузову остается только отступать, чтоб объединиться со 2-ой российской армией под предводительством Буксгевдена.

Он удачно противоборствует войску Наполеона, просчитывая и предвосхищая его деяния, и даже дает схватка близ Кремса, в каком наносит значимый урон французам. Но войско противника все еще имеет существенное численное преимущество, и Бонапарт начинает маневр, в случае фуррора которого он бы смог нанести сокрушительный удар по армии Кутузова.

Чтоб избежать этого, и пригодилось Шенграбенское схватка. Толстой очень успешно выбрал конкретно этот эпизод войны, чтоб обрисовать то, как раскрываются нравы различных людей в критичной ситуации. В его романе запах пороха и прохладное веяние прохаживающейся по рядам товарищей погибели срывают маски и обнажают саму суть человека.

Шенграбенское схватка: короткое содержание

Атаку начали французы. Под прикрытием тяжеленной артиллерии, они выступили к расположению российских боец. Численное приемущество было на стороне наполеоновской армии. 30 тыщ боец против 6 тыщ имеющихся в руководстве у генерал-майора Багратиона.

Из орудий в российском лагере было четыре пушки, которые, по начальному плану военного управления, должны были обстреливать окрестную ложбину. Но капитан Тушин воспринимает решение бомбардировать деревню Шенграбен зажигательными снарядами. Конкретно там тормознула значимая часть французов.

При первых атаках ряды российских боец дрогнули, и командирам пришлось поменять позиции. Но перегруппировавшись, вояки со свежайшим запалом бросились в битву. Чтоб выслать подкрепление на ослабленные участки, у капитана Тушина, под командованием которого и находилась батарея из 4 орудий, на сто процентов забрали всякое прикрытие. Но они с таковой энергичностью продолжали обстрел, что французы решили, что конкретно там сосредоточены главные силы российских войск. Тушину удалось поджечь деревню Шенграбен, и это отвлекло неприятеля.

В конце концов, после упрямых боев и маневров французам удалось взять людей Багратиона в кольцо. Но, собравшись с силами, они прорвали оцепление и отступили на новые позиции.

Цель была достигнута – отряду удалось задержать продвижение наполеоновской армии так, чтоб Кутузов сумел соединить свои главные силы с армией Буксгевдена.

В символ признания наград этот отряд был назван «Дружина героев».

Вклад Л. Н. Толстого

Хотя этот военный эпизод по сути был геройским, но широкую известность он получил конкретно благодаря Толстому, который очень ярко обрисовал Шенграбенское схватка в романе «Война и мир». Вследствие этого сейчас про подвиг российских боец при Шенграбе знает хоть какой образованный человек.

Ну и как может быть по другому? Ведь Лев Николаевич Толстой является общепризнанным классиком, а поэтому его роман «Война и мир» заходит в общеобразовательную программку, и каждый школьник в неотклонимом порядке услышит про Шенграбенское схватка. Какая глава обрисовывает эту битву, какие герои задействованы в эпизоде, какова черта их действий – вот малый объем инфы, вкладываемой в детские разумы.

Научный подход

Любопытно, что писатель очень трепетно относился к описанию батальных сцен. Он пристально изучал документы и даже сам ездил на места баталий, чтоб точно передать происходившие действия. Как Толстой отрисовывают Шенграбенское схватка? Глава начинается с ненавязчивого, но детализированного описания окружающей местности. Лев Николаевич, как профессиональный живописец, мазок за мазком делает в воображении читателя ясную картину. Благодаря этому легче осознать деяния участников боевых действий в той ситуации.

Психическая составляющая

Очень любопытно смотреть за тем, как изменяется взор неких героев романа на войну. К примеру, следя Шенграбенское схватка, Болконский соображает, что настоящая ситуация управления конкретно во время атаки и отступления в корне отличается от обмысленных планов, составленных на бумаге.

Юный Николай Ростов на дону с страхом признается для себя, что романтика военной кампании враз испарилась, и остался только первобытный ужас за свою свою жизнь. Ему постыдно перед самим собой, но он ничего не может с этим поделать.

Но Толстой не просто открывает пред нами внутренний мир собственных героев. В протяжении сравнимо недлинного периода повествования он меняет отношение самого читателя к неким персонажам.

Шенграбенское схватка в романе «Война и мир» стает пред нами с различных позиций. Мы получаем возможность следить за битвой и за заветными эмоциями неких ее участников. Так, неказистый и даже несколько неловкий капитан Тушин стает пред нами реальным героем. А бравый и молодцеватый Жерков, напротив, проявляет отталкивающую боязливость. Андрей Болконский тоже испытывает ужас, но он достойно его преодолевает, помогая батарее Тушина отступать.