В истории школьного образования государств Западной Европы и США есть много периодов, увлекательных для современного русского образования.

Системы образования в Западной Европе и США складывались под воздействием массивных открытий в естествознании на рубеже XIX — XX веков, в том числе в психологии малыша. В это время получила начало реформаторская педагогика, многие идеи которой животрепещущи и нужны в наши деньки.

Итальянский доктор Мария Монтессори предложила формулу обучения «исходя из малыша». Шведская писательница Э.Кей доказала способ естественных последствий – создание упражнений для развития природных сил малыша. Южноамериканский преподаватель Джон Дьюи стал основоположником способа проектов и педагогики, направленной на практические актуальные способности.

В этот период интенсивно разрабатывались новые модели школы: «Школа деяния» Августа Вильгельма Лая в Германии, «Школа жизни через жизнь» О.Декроли во Франции. Появлялись международные педагогические организации и движения, провозглашающие свободное, природосообразное воспитание и обучение. На первом месте – познавательные интересы учеников, учет особенности, стимулирование активности.

Обычная классно-урочная система подвергалась критике из-за серьезной регламентации процесса обучения и ограничения в действиях малыша.

«Реформаторская» педагогика отдала толчок к пересмотру обычных систем образования в странах Европы и США. В 40-60 годах XX века начинаются значительные школьные реформы системы образования. В базе преобразований лежало рвение к обучению деятельных, самостоятельных, творческих людей, способных работать на уровне ведущих технологий. Другое направление реформ — создание многовариантного общего образования.  

Реформа американской системы образования в 1961 году выдвинула принципы неотклонимых «5 базисов»: британский язык и литература, математика, естествознание, социальные науки, компьютерная техника. Другие  предметы — курсы по выбору, которых было около тыщи.

Система образования в Германии тоже приняла вид «базисные предметы плюс курсы по выбору», также ввела новые профильные направления – техническое, сельскохозяйственное, технико-технологическое, музыкальное, коммунальное хозяйство. 

В Великобритании подобные преобразования задели муниципальных школ. Система образования смотрелась приблизительно так: 50% учебного времени отводилось на британский язык и литературу, арифметику, религию, физическую культуру; 50% — пакеты неотклонимых предметов по выбору – гуманитарный, естественнонаучный, математический.

Система образования в США реформировалась и в направлении работы с даровитыми детками на уровне муниципальных программ. Появились «суперсады» для даровитых малышей до 5 лет. В школах отбирались профессиональные малыши (главный аспект – умение неординарно мыслить) и проходили тестирование. Около 35 тыщ даровитых учащихся получали льготы для поступления в наилучшие институты страны. Для подготовки будущих школьников были сделаны правительственные программки «Старт» и «Сезам», в рамках которых организованы предшкольные занятия деток, также появились 130 учебных ТВ-программ для дошкольников.

В 60-80 годы XX века на забугорные системы образования оказывали огромное воздействие экспериментальные школы, которые апробировали новые способы обучения.

«Открытая школа» представляла собой учебное заведение полного денька: в первой половине — уроки, во 2-ой половине — групповые занятия (театр, экскурсии, рисование, прогулки).

«Школа без стенок» помогала без дополнительных издержек уменьшить наполняемость классов и активизировать энтузиазм к учебному процессу. Исследование базисных дисциплин производилось в школе, а курсы по выбору проводились на промышленных предприятиях, в кабинетах и т.д.

«Другая школа» в США служила противопоставлением классно-урочной системе – у каждого ученика личный план обучения; занятия в научных центрах, библиотеках, музеях; вербование родителей к процессу обучения.

Непременно, что системы образования за границей развивались в гуманистическом направлении, ориентировались на личностное развитие малышей, также обширно внедряли профильное обучение и специализацию.