В XIX веке были всераспространены такие взоры на социальную структуру общества, согласно которым, основным аспектом для определения социальной дифференциации было отношение к средствам производства. А именно, на таковой точке зрения стоял марксизм. Но его теоретики выделяли не только лишь классы, да и прослойки снутри каждого класса (к примеру, маленькая, средняя и большая буржуазия), тем подчеркивая, что неравенство и отчуждение свойственны для всех групп людей. Все же, они считали, что их следует преодолеть, и таковой класс, как пролетариат, играет в истории конкретно эту цель.

В противовес классовой теории сложилась концепция, в базе которой тоже лежала соц дифференциация. Создателем этой теории стратификации был Питирим Сорокин. Он разработал целую систему признаков и критериев публичного расслоения, формирующих структуру общественного организма. Сорокин различал одномерную и многомерную стратификацию, другими словами, разделение общества на такие группы, как «страты» по одному признаку и по целой их совокупы. Он делил эти страты по таким соответствующим чертам, как занятость, доходы, бытовые условия, образование, психические черты, религиозные верования, стиль поведения, и многие другие. Многие современные социологи считают страты базисным и «конечным» элементом социальной структуры.

Ученых также заинтересовывало, как судьба индивидума и соц дифференциация общества детерминированы разделением на страты. Они высчитали возможность перехода из одной группы в другую (горизонтальная мобильность), также снутри классов (вертикальная), в протяжении 1-го, 2-ух либо более поколений, выделив посреди их закономерную и случайную мобильность. В исследовании трудности стратификации огромную роль сыграла теория Макса Вебера. Он считал, что различие меж группами людей обосновано не только лишь доступом к публичному богатству, власти и праву, но также и соц показателями – статусом и престижем. Согласно Веберу, каждой группе присущ определенный образ жизни – привычки, стереотипы, ценности.

Исследованием норм, определяющих поведение людей в публичной системе, также того, как соц дифференциация оказывает влияние на их статус, занимались такие философы и социологи, как Линдон и Мид. Такие составляющие социальной роли, как стереотип и престиж, принуждают человека подходящим образом, разделяемым их группой, оценивать какого-нибудь человека либо явление (к примеру, какого бренда одежку брать, отправлять ли деток обучаться в Йелький институт, непременно ли иметь роллс-ройс либо mercedes). Если же человек желает освободиться от навязанной ему роли, обычно, считается, что он утратил престиж, и к нему могут быть использованы социальные санкции.

Соц дифференциация в таких случаях оборачивается реакцией группы, а то и целого общества, на поведение индивидума, который «уклоняется» от выполнения ожиданий, соответствия принятым нормам и ценностям. Подобные санкции могут быть предусмотрены законодательством, а время от времени они базируются на обычаях, морали либо религии. В особенности это типично для обычного общества, когда идут в ход даже физические деяния – избиение, смертная казнь, самосуд либо линчевание, лишение свободы. В других случаях используются такие экономические санкции, как штрафы либо конфискация имущества. Но в большинстве современных государств в главном ограничиваются выказыванием символов неуважения.

Взаимодействие меж соц ролями, статусом, санкциями, престижем и другими схожими механизмами изучает особенная дисциплина, интеракционизм. Любая такая группа, говорят ученые, делает собственный свой «мир», где расписан «сценарий жизни», те либо другие поступки, определенная одежка. Существует даже соц дифференциация языка, порожденная отличиями меж большими коллективами людей в проф либо корпоративной области. Но такие миры нестабильны. Те либо другие публичные действия, в особенности большого масштаба, принуждают людей перекручивать свои роли и совершать время от времени совсем внезапные деяния. Так происходит изменение обычного мира, в каком роли распределяются вновь.