Средства обучения в педагогике – это все материалы, которые употребляет педагог для воплощения учебного процесса. Вкупе с живым словом педагога они представляют собой принципиальный компонент образовательного процесса, также элемент учебно-материальной базы образовательного учреждения. Выступая в роли принципиального компонента учебно-воспитательного процесса, средства обучения влияют и на другие составляющие, такие, как способы, формы, содержание и цели.

Систематизации средств обучения

Средства обучения в педагогике делят на безупречные и вещественные. Безупречные средства – это приобретенные ранее умения и познания, которые употребляет педагог и учащиеся для получения и освоения новых познаний. Вещественные представляют собой физические объекты, которые употребляются учащимися и педагогом для детализированного обучения.   Если гласить о субъекте деятельности, то все средства обучения условно можно поделить на средства учения (почаще употребляется учащимися, пореже – педагогами)  и средства преподавания (употребляются почти всегда учителем). В свою очередь безупречные и вещественные средства делятся на:

·         Печатные пособия – картины, графики, учебники, таблицы и т.п.

·         Большие пособия – модели, приборы, коллекции, аппараты и т.п.

·         Проекционный материал – видеофильмы, слайды, кинофильмы.

Современная типология систематизирует средства обучения в педагогике последующим образом:

·         Печатные – книжки для чтения, учебники, учебные пособия, хрестоматии, рабочие тетради, раздаточный материал, атласы и т.д.

·         Приятные плоскостные – карты стенные, магнитные доски, плакаты, иллюстрации стенные.

·         Демо – макеты, стенды, гербарии, модели в разрезе, муляжи и т.д.

·         Электрические образовательные ресурсы – мультимедийные учебники и универсальные энциклопедии, сетевые образовательные ресурсы и т.д.

·         Аудиовизуальные – слайды, образовательные видеофильмы, учебные киноленты, в том числе на цифровых носителях и т.п.

·         Учебные приборы – пробирки, барометр, компас и т.п.

·         Спортивное оборудование – тренажеры, гимнастическое оборудование, мячи, спортивные снаряды и т.д.

·         Учебная техника – трактор, авто и т.п.

На сегодня наибольшее воздействие на учащихся оказывают современные средства обучения в педагогике: аудиовизуальные и мультимедийные. Конкретно их считают самыми действенными средствами обучения и воспитания.

Вещественные средства обучения, которые так нужны для усвоения учебной инфы, составляют систему, являющуюся производной от общей системы учебного предмета. Такая система средств обучения строится по последующим принципам:

·         Оборудование должно вполне соответствовать предъявленным педагогическим требованиями: наглядно и понятно воспроизводить существенное в явлении, иметь эстетический вид, быть просто обозримым и воспринимаемым, и т.д.

·         Средства обучения должны своим количеством вполне должны обеспечивать вещественные потребности учебного процесса.

·         Средства обучения должны соответствовать потребностям учащихся и реальным условиям работы.

Необходимо подчеркнуть, что каждый учебный предмет нуждается в собственных особенных средствах обучения. Так средства обучения русскому языку представлены такими средствами, как учебный дидактический материал (понятия, определения, правила, тексты), способы и приемы обучения (познавательные, тренировочные, контрольно-проверочные), также организация воспитательно-учебного процесса. Вещественные средства русскому языку представлены учебными комплексами (пособия, сборники, учебники), комплексом технических средств обучения (мультимедийные средства, компьютер), кабинетами (кабинет российского языка, мультимедийный класс, видеокласс). Средства обучения зарубежному языку будут практически такими же, кроме неких особых средств. К примеру, если гласить о кабинетах, то для зарубежных языков больше подойдет лингафонный кабинет.