Пожалуй, это самая таинственная личность в российской литературе – Николай Гоголь. Его склонность к противоречиям и мистицизму выслеживается во всех произведениях. Трагикомедия как зеркало общества в целом и каждого человека в отдельности – вот любимый жанр писателя. О его таинственной душе свидетельствуют и факты биографии. Даже бессчетные псевдонимы Гоголя молвят читателю о внутренней неуверенности создателя внутри себя и собственном творчестве.

Ранешний Гоголь

Будущий писатель родился в 1809 году в бедной помещичьей семье Гоголь-Яновских в селе Огромные Сорочинцы на Полтавщине. В молодости, будучи гимназистом Нежинской гимназии высших наук, очень тяготел к актерству и литературе, также к модному сначала века вольнодумству. В мечтах он лицезрел себе высочайшее штатское поприще, с этими мечтами уехал в Петербург, думая предназначить себя юстиции. Но любовь к литературе вытеснила все метания, и Николай Васильевич полностью предназначил себя писательству.

Но совместно с творчеством укоренились в дальнейшем гении и сомнения, которые мешали ему открыто публиковать свои творения. Псевдонимы Гоголя еще долгие и длительные годы значились на титульных листах его книжек. В возрасте 20 лет он издал первую книжку, идиллическую повесть «Ганц Кюхельгартен», под именованием создателя В. Алова. Издание фуррора не имело, критика в литературных журнальчиках была убийственной, и Гоголь скупил весь тираж и спалил, хотя под измышленным именованием его бы никто не разоблачил. Но все псевдонимы Гоголя были еще впереди.

Новые творческие мистификации

По-настоящему зрелые произведения писателя берут свое начало с «Вечеров на хуторе близ Диканьки». Повествование велось от имени хуторского пасечника по имени Рудый Панько.

Вроде бы ни прятался создатель от известности, а на свою личность в псевдонимах намекал: «рудый» означает «рыжеватый», по цвету волос самого Гоголя, а Панько – имя его деда Панаса (Афанасия). «Вечера» принесли ему славу, о юном малороссийском создателе вызнал весь Петербург. Но он продолжал писать и печататься не под своим именованием. Псевдонимы Гоголя следовали один за одним: Г. Янов, П. Глечик, ОООО и др. И так было до того времени, пока в печати В. Белинский открыто не попенял ему: что все-таки это он так скрывается, и чего так опасается? Писатель сообразил, что дальше прятаться нет смысла, и на этом псевдонимы Гоголя закончились, и главные его книжки уже выходили под его фамилией: пьесы «Ревизор», «Свадьба», поэма «Мертвые души», Петербургские повести «Невский проспект», «Нос», «Шинель», «Записки безумного».

«Загадочный Карло» — очередной псевдоним юного Гоголя?

Нет, это был не псевдоним, а прозвище, которым наделили его товарищи по гимназии за скрытный нрав. Скрытность, загадочность, богобоязненность и склонность к мистицизму достались ему от родителей. Вера в предсказания и нечистую силу отыскали свое отражение в произведениях Гоголя «Вий», «Майская ночь, либо утопленница».

Разумеется, эти фобии и стали источником его все нарастающей депрессии. Внутренняя неудовлетворенность своим творчеством аккомпанировала писателя до конца жизни. Даже будучи уже известным писателем, общепризнанным и обласканным самим Пушкиным, Жуковским, Белинским и другими литературными гениями, Гоголь терзался сомнениями, что сказывалось на его духовном состоянии. В 1852 году, незадолго до погибели, испытывая тяжелейший духовный кризис, писатель спалил 2-ой том «Мертвых душ». Означавший цвет утренней зари и огромных надежд псевдоним ранешнего Гоголя Алов, навряд ли соответствовал бы позднему Гоголю, который понял удручающее одиночество и трагизм пребывания человека в этом большом многолюдном мире.

В последние годы он панически страшился погибели, даже не столько погибели, сколько перспективы быть живьем похороненным. Он просил собственных друзей быть в особенности внимательными после его погибели. 21 февраля 1852 года по Москве пронесся слух: погиб Николай Васильевич Гоголь. Через три денька его похоронили, и по столице поползли другие слухи: Гоголя все-же похоронили живым. Даже после ухода писателя вокруг его имени ходило много магических историй…