Теория публичного выбора – это учение (дисциплина), в рамках которого осуществляется исследование методов и приемов, с помощью которых люди пользуются правительственными учреждениями в собственных интересах. Анализ объекта делается в критериях как презентабельной, так и прямой демократии. В связи с этим, теория публичного выбора в большей степени изучает избирательный процесс, политику управления, деятельность депутатов и прочее.

Анализ начинается с прямой демократии, потом перебегает к презентабельной, выступающей в качестве ограничивающего фактора. В сферу исследования дисциплины входят и способы регулирования экономики. Учение в неких случаях именуют новейшей политэкономией в связи с тем, что оно изучит политический механизм образования макроэкономических решений.

Теория публичного выбора критикует кейнсианцев, ставит под колебание эффективность, необходимость муниципального вмешательства в хозяйственную систему страны. Представители учения в качестве объекта анализа избрали не воздействие денежных и кредитно-денежных приемов, а конкретно функцию принятия решений правительством.

Сформировавшись к пятидесятым-шестидесятым годам 20-го века, теория публичного выбора стала принципиальным компонентом неоинституционального учения. Конкретным толчком к развитию дисциплины стали дискуссии в тридцатые-сороковые годы. В то время стояли препядствия экономики благосостояния и рыночного социализма. В шестидесятые же годы довольно широкий резонанс вызвала работа Эрроу о соц выборе и личных ценностях. В этом труде соотносили понятия страны и личности. Обратно этой идее выступал Таллок и Бьюкенен. Они проводили аналогию меж рынком и государством. При всем этом дела меж гражданами и правительством рассматривались в согласовании с принципом «услуга за услугу». Конкретно на этих идеях и стала основываться потом теория публичного выбора.

Первыми же использовать предельный анализ при исследовании экономного процесса, моделировании предложения и спроса на рынке публичных вещественных ценностей стали представители итальянской школы правительственных финансистов. Этими деятелями были последующие личности: Маццола, Панталеони, Вити де Марко. Сформулированные ими в конце 19-го столетия идеи получили предстоящее развитие в трудах представителей шведской экономической школы. Так, Линдаль и Викселль уделяли внимание, приемущественно, политическим процессам, которые обеспечивали определение ориентиров экономной политики в государстве.

Необходимо подчеркнуть, что разработанные подходы и идеи в протяжении долгого времени не применялись на практике. К сороковым-пятидесятым годам в научные дискуссии стали интенсивно просачиваться теории о оптимальном нраве деятельности и поведения индивидов в сфере политики. Это почти во всем стало может быть благодаря опубликованию работ Эрроу, Даунса, Шумпетера, Блэка.

В конечном итоге развитие мыслях привело к формированию комплекса положений, который фактически и является теорией публичного выбора. Главная роль в развитии учения принадлежала представителям Вирджинской экономической школы.

В рамках ограниченности ресурсов человеку приходится выбирать одну из предоставленных альтернатив. При всем этом аналитические способы исследования поведения индивидума в критериях рынка числятся универсальными. В связи с этим, они могут быть использованы к каждой сфере, где человеку нужно сделать выбор.

В качестве основной предпосылки формирования учения выступает тот факт, что деятельность людей в политической сфере связана с отстаиванием собственных интересов. Таким макаром, точной границы меж политикой и делом не существует.