Википедия является самым обширным местом скопления знаний в истории человечества
Более чем 18 миллионов статей на 279 языках — владея таким потенциалом, Википедия (Wikipedia) является самым широким местом скопления познаний в истории населения земли. В течение первого десятилетия собственного существования цифровая энциклопедия бросила вызов взаимоотношениям меж познаниями и вебом. Но священно ли это всесущее древо зания, как, к примеру, пирамиды Гизы либо археологические раскопки Трои?
Один из основоположников Википедии Джимми Уэйлс (Jimmy Wales) уверен, что так оно и есть. Цифровая энциклопедия будет ходатайствовать о причислении сайта к списку глобального наследства ЮНЕСКО. Если ходатайство будет принято, Википедии будет предоставлены интернациональная защита и сохранение, как монумента, сделанного человеком.

Борясь за признание себя в качестве культурного сокровища, Википедия утверждает, что веб-сайт отвечает самому главному аспекту ЮНЕСКО — представляет собой «шедевр творческого гения человека».

«Что, если у каждого будет открытый доступ к сумме всех человечьих познаний? За последние 10 лет, эта, казалось бы, утопическая мысль привела, ни мало ни много, к тому, что была сотворена наибольшая коллекция человечьих познаний. Независящая, некоммерческая, с неограниченным доступом. Это достижение сделало Википедию пионером культурных конфигураций, так как она перевела традиции обмена познаниями в новейшую, цифровую эру, создавая тем уникальное место обмена познаниями в истории цивилизации». Так обрисовывают всемирную энциклопедию ее создатели на страничке, посвященной 10-летию Википедии.

По воззрению неких профессионалов, шансы веб-сайта попасть в перечень ЮНЕСКО не так значительны. Всего каких-либо 10 лет — не показатель для ограниченных представителей этой организации. «Они обожают апеллировать прошлым», — признает один из консультантов наследства из Брандербургского института.

По словам другого консультанта из ЮНЕСКО, Википедии придется преодолеть скептическое отношение к для себя, потому что этот случай является беспримерным.

В ЮНЕСКО всегда поощряли технологические заслуги, как «важный обмен человечьими ценностями». Википедия, естественно, является собственного рода «пространством» для улучшения людского ума, если она хоть сколько-либо является местом в целом. Неувязка может быть как раз в этом.

Можно утверждать, что включение Википедии в качестве знака данной эпистемологической эры также правомерно, как включение библиотеки Александра Величавого в Александрии, являвшегося центром познаний для старого мира. Но места во глобальном наследстве ЮНЕСКО, обычно, зарезервированы для памятников культуры прошедшего либо потрясающихся по собственной природной красе вещей. Можно ли большие серверы Википедии квалифицировать как физическое проявление цифрового содержимого энциклопедии, либо веб-сайт именовать нематериальным культурным наследием, который содержит в себе исчезающие практику и традиции, в отрыве от определенного физического проявления?

Главные цели ЮНЕСКО — сокращение бедности, поощрение устойчивого развития и поощрение межкультурного диалога. В рамках этой миссии ООН определяет объекты глобального наследства, имеющие значение для культурной истории населения земли. Другими словами обозначение того либо другого объекта имеют не просто символическое значение, оно преследует прагматичные цели. ЮНЕСКО интенсивно оказывает вещественную помощь в сотрудничестве с государствами-членами и неправительственными организациями, как это предвидено в 1972 году Конвенцией ЮНЕСКО об охране глобального культурного и природного наследства.

Достойны ли познания Википедии признания ЮНЕСКО? Может быть. Но разве Фонд Викимедиа нуждается в ресурсах ООН? Наверняка, нет. Wikimedia Foundation, который поддерживает Википедию и другие вики-проекты, имеет довольно средств: только с ноября 2010 по январь 2011 года было собрано более 21 миллиона баксов, которые пойдут на развитие новых инициатив. ЮНЕСКО в данном случае лучше сосредоточить свои ресурсы на объектах культурного наследства, которые сталкиваются с более насущными неуввязками.

Источник: www.infoniac.ru