Творчество Максима Горьковатого – колоритная страничка в российской русской литературе. С первых же шагов на художественном поприще он заявил о для себя как о профессиональном самородке, страстно протестующем против уродливых и ожесточенных проявлений жизни. Эталоны ранешнего Горьковатого – это свобода людского духа, независимость от всяких кандалов, будь то рамки закона либо узы родства, также страстная любовь к людям, жажда служения им, жажда подвига.

Романтические черты горьковской прозы

Ранешний Горьковатый – романтик, с помощью которого в мир читателя вошли такие геройские, искромётные образы, как замечательно прекрасная цыганская пара – Рада и Лойко, всем сердечком любящие друг дружку, а ещё больше – личную свободу. Они предпочли погибнуть, но не покориться один другому, но, память об их красе и вольности осталась в легендах и воспламеняет человеческое воображение.

Либо ещё два героя, взаимодополняющие и оттеняющие нравы, дела и актуальную позицию – Лара, отпрыск Сокола, и Данко, отпрыск некогда свободного племени. Оба героя символизируют некоторую философию, с которой и знакомит нас писатель в рассказе «Старуха Изергиль».

«Старуха Изергиль», короткое содержание которой сводится к размышлениям о смысле жизни и природе Подвига, имеет трёхчастную композицию и написана в форме «рассказ в рассказе». 1-ая новелла – повествование о гордеце и эгоисте Ларе, от которого отвернулись люди, и даже сама Погибель, в наказание, отказалась придти за ним. Будучи отпрыском дамы и Сокола, он возомнил себя выше и лучше всех людей собственного племени. Прекрасный, как бог, Лара свысока смотрел на старейшин очами прохладными, как льдины. Когда его оттолкнула женщина, он убил её, раздавив ногой грудь. Всё племя содрогнулось – в первый раз так безжалостно и флегмантично при их убивали даму. А Лара расслабленно глядел на возмущённый люд, независимо и надменно отвечал на вопросы вождей. Он никого не страшился и не задумывался раскаиваться. На такую безмерную гордыню старейшины не нашлись, что ответить. Они выдумали герою наказание – не убивать, а прогнать его, как отщепенца, из собственных рядов и не принимать в общество людей никогда.

Как повествует дальше произведение «Старуха Изергиль», короткое содержание его, прошли века, одни поколения людей сменились другими, а Лара всё так же бродит сиротливо по степи. Он творил много бед людям – поначалу просто так, забавляясь либо ради пропитания: крал дам, скот. Потом, утомившись от себя самого, делал зло, чтоб единоплеменники уничтожили его. Герой и сам пробовал себя уничтожить, со всего размаха ударяясь о землю – но земля не вожделела принимать в свои недра того, кого нельзя было, на самом деле, считать человеком. И погибель обходила его стороной. Солнце и время высушили Лару, превратили в бесплотную тень, которая и на данный момент неприкаянно бродит по земле, не находя пристанища и покоя. 1-ая часть рассказа «Старуха Изергиль», короткое содержание которого мы вспомнили, завершается выводом: так был наказан человек за гордость.

Эту легенду ведает автору-повествователю, от имени которого ведётся рассказ, сама Изергиль, высохшая и сгорбленная под бременем лет бессарабская старуха, с которой сталкивается Горьковатый в степях под Аккерманом. Она — связывающее композиционное произведение, почти во всем выразитель авторских мыслях и взглядов. И 2-ая часть рассказа «Старуха Изергиль», короткое содержание ее сводятся к описанию героиней собственной жизни.

Изергиль провела бурную юность, много обожала, побывала в различных приключениях. Она была красива, сильна телом и духом, в чём-то эгоистична, подобно Ларе. Но в её сердечко жила жажда подвига, ярчайших, насыщенных событий, и к людям тянуло её тоже необыкновенным, сильным и смелым, реальным героям. Она предпочитает богатым кавалерам израненного в боях поляка, т.к. тот совершал в собственной жизни героические поступки. Ради любви и спасения того, кто ей дорог, Изергиль рискует собой и даже убивает караульного бойца.

Короткое содержание «Старухи Изергиль», 2-ой её части, сводится к словам героини о том, что в жизни нашей всегда есть место подвигам. Принципиально только возжелать их совершить. А те, кому это не дано, ленивы душой, живы покойники, типа Лары.

И в третьей части Изергиль ведает ещё одну очень увлекательную и менторскую легенду – о Данко, отважном и сильном красавчике, который вывел своё племя из гнилостных болот, глухих лесов к простору и свету свободной жизни.

Героем быть тяжело. Ведь, не считая преодоления собственных страхов, герою необходимо преодолеть и «сопротивляемость среды»: неверие современников, издевки и презрение, откровенное их преследование. Со всем этим столкнулся Данко, когда повёл измученный и разуверившийся люд к новейшей жизни. Чтоб вдохнуть в людей надежду и уверенность в победе, любя всем существом их, Данко вырывает из груди сердечко и освещает им в кромешной тьме дорогу.

Рассказ «Старуха Изергиль», короткое содержание его даже, выражает глубокую и важную философскую идея. Во-1-х, как верно сказано, пророка в своём отечестве не отыскать. Так и отважный парень – умер, а племя и не увидело этого. И только усмотрительный человек наступил на искры от сердца и затушил их. Почему? Наверное, чтоб больше никого они не воспламенили на подобные безумства. Ведь жить по-обывательски, по-мещански, тихо и тихо, еще удобнее, чем вытерпеть муки и лишения, даже ради светлого грядущего.

А во-2-х, память об альтруисте Данко и о его жарком, переполненном любовью сердечко, всё же осталась. Она потряхивает людей и кличёт их к подвигу. И конкретно в этом – жить и сгореть ради людей – лицезреет Горьковатый высшее призвание Человека.