Характеристика Фамусова и Чацкого
Комедия «Горе от мозга» отказала огромное воздействие на всю русскую литературу и в ней заняла далековато не последнее место. В этом произведении имеется противоборство меж 2-мя героями – Фамусовым и Чацким. Это не просто нестыковка 2-ух нравов, а поединок меж 2-мя взорами на мир, и, можно сказать, 2-мя эрами – «сегодняшним веком и веком прошлым». Чацкий – правдолюбивый человек широких взглядов. Короткая черта Фамусова выдает человека, зависящего от публичного представления, считающегося с установленными порядками и отвергающего все, что выходит за рамки установленных в обществе правил и традиций и даже его собственного осознания. Он опасается того, что его репутация и репутация его семьи может пошатнуться, с опасением относится даже к вероятным сплетням о нем и о том, что происходит у него дома. Более подробная черта Фамусова будет рассмотрена ниже.
Его фамилия – это производное от латинского слова «fama», в переводе – молва либо слух. Итак, действие «Горя от разума» начинается с того момента, как Чацкий приходит в дом семьи Фамусовых, к собственной возлюбленной Софье, дочери Фамусова, которую целых три года не лицезрел. Она, к его последнему и противному удивлению, к нему холодна. Оказывается, ее любимый – это Молчалин, секретарь ее отца. Это еще более поражает Чацкого, так как этого человека он глубоко презирает за его рвение выслужиться перед всеми, низкопоклонничество и чинопочитание.
На долю Фамусова выпал нелегкий денек. Поначалу ему морочит голову дочь своими обожателями. Потом Чацкий раздражает его своими речами, непонятными для него; в конце концов у него появляется подозрение, что его гость спятил. После чего он пробует всеми силами уверить дочь в том, что водиться с «сумасшедшим вольтерьянцем» ей не стоит. Ведь Чацкий, с его прогрессивными взорами, совсем непонятен Фамусову, человеку достаточно ограниченному. Потому он выражает свое недовольство им. Весь денек он не может разобраться в интригах молодежи. Поначалу он пробует узнать, кто же конкретно по нраву его дочери. Потом остерегает ее от Чацкого – вольнодумца и «вольтерьянца».
Черта Фамусова, данная Грибоедовым, показывает на человека в высшей степени ограниченного, боящегося каких-то конфигураций и публичного представления, воспринимающего все «странноватое», непонятное его ограниченному сознанию, как аморальное и опасное. Его стращает привычка Чацкого иметь собственное мировоззрение, доходить до всего своим мозгом, при всем этом не руководствуясь понятиями окружающих. Потому он выказывает «вольтерьянцу» свое неприятие. Не считая того, черта Фамусова как необразованного человека, презирающего «ученость и учение, причину сумасшедших воззрений», ожесточенного крепостника и недалекого управляющего в казенном месте очевидно не делает ему чести. Он унижает достоинство собственной прислуги, часто грозит кому-нибудь из нее «ссылкой на поселение». Отношение к службе Фамусова чисто бюрократическое. Для него главное – это чины, прибыльные связи и средства.
Черта Фамусова – это ровная противоположность качествам Чацкого. На этом примере создатель точно и с юмором открывает конфликт поколений, также конфликт общества и отдельных личностей, не разделяющих некие понятия этого общества. В целом, черта Фамусова и Чацкого – это противопоставление людей «века прошедшего» и «века сегодняшнего».