Уже более 10 лет ситуация в образовании систематически усугубляется. Невзирая на то что в 2012-2013 г. несколько повысилась заработная плата педагогов вузов, также педагогических работников школ и дошкольных учреждений, она все еще оставляет вожделеть наилучшего. Университеты и академии, открывая платные отделения и факультеты, оказывая дополнительные услуги, отчаянно пробуют выжить, но общая ситуация в стране плохо сказывается на качестве образования.

В итоге, доценты и доктора обязаны «подрабатывать», совмещая несколько ставок. Заработная плата педагогов вузов ни в каком регионе Рф не превысила 37 тыщ рублей — и это максимум. Преподаватели высшей школы получают в среднем меньше, чем работники средней. Скажем, старший педагог зарабатывает в среднем около 9 тыщ рублей. Нечего удивляться тому, что научные сотрудники отыскивают наилучшей толики в бизнесе либо за границей.

В Америке либо Западной Европе заработная плата педагогов вузов позволяет им существовать полностью состоятельно. Образование и научная степень там ценится по заслугам, а профессия преподавателя не утратила собственного престижа. 

Чуть по другому ситуация смотрится в Центральной Европе. В Польше, Венгрии, Чехии заработная плата педагогов вузов, в среднем, вдвое выше, чем в Рф. Но и там видна разница меж личными и экономными учебными заведениями. А старшие педагоги и помощники не могут для себя позволить существовать только на оклад. Как и в Рф, научные работники охотно подрабатывают в школах либо на курсах.

Падение престижа профессии и статуса сказывается не только лишь на психическом состоянии, основанном на чувстве неполноценности и прозаических дилеммах служащих высшей школы. Оно конкретно оказывает влияние и на качество оказываемых образовательных услуг. Например, если заработная плата педагога университета в Москве в экономном заведении в среднем составляет от 13 тыщ рублей (у доцентов) до 20 (у профессорского состава), то в регионах ситуация смотрится еще ужаснее. Даже эти числа могут быть несколько завышены — так как в их включены и доходы административного персонала. Умопомрачительно то, что в то время как средняя заработная плата педагогов вузов чуть позволяет им выживать, официальные и не очень вознаграждения ректоров составляют как минимум несколько сот тыщ рублей за месяц. Правительство же, заместо решительных мер по улучшению свойства и эталона жизни доцентов и профессоров, также младших научных работников, утверждает, что такие заработки свидетельствуют типо об их низком уровне. Ведь не много кто может для себя позволить согласиться трудиться за такие средства…

Это тем паче грустно, что в итоге педагоги подрабатывают не только лишь репетиторством, да и стараются отыскать дополнительные занятия: например, журналистика, написание книжек и учебников, роль в подготовке компьютерных программ. Все это, естественно, замечательно, но отрывает научных работников от их прямых обязательств. Подготовка студентов, высококачественное высшее образование оказываются в запустении. Многие педагоги стараются выехать на стажировку либо постоянную работу за границу. В итоге российские учреждения высшего образования повсевременно теряют высококвалифицированных профессионалов.