Звукопись – это один из приемов художественной изобразительности в литературе, который основан на эффекте фонетической выразительности слова. Речь, организованная определенным звуковым образом, обладает большой эмоционально-экспрессивной силой.Звукопись - это жанр или художественный прием? Значение слова «звукопись». Средства звукописи

Чем литературные жанры отличаются от приемов

Часто задают вопрос: звукопись – это жанр либо художественный прием? Конечно, это прием, средство, инструмент, с помощью которого создатель может создавать чарующие произведения в любом жанре. В этом контексте стоит сказать несколько слов о разных жанрах литературы. Жанром принято именовать некоторую издавна сложившуюся систему, объединяющую внутри себя произведения, которые имеют меж собой черты сходства по форме либо по содержанию. По форме литературные творения могут быть разбиты на повести, рассказы, романы и т. д. По содержанию это, к примеру, деление драматурги на драму, комедию либо трагедию, а лирических произведений — на оду, эпиграмму либо элегию.

Жанровые особенности

Если роман – это огромное произведение с множеством героев, сюжетных линий, заморочек, то рассказ – это малая форма, обычно он ограничивается повествованием об одном событии в жизни 1-го либо нескольких героев. Если поэма подразумевает суровое лиро-эпическое повествование с сюжетом, то лирическое стихотворение ведает о психическом мире эмоций и переживаний. Любой из жанров обладает своим набором художественных инструментов для сотворения большей выразительности. Изобразительно-выразительные средства, к коим относится звукопись, свойственны больше всего для лирических и лиро-эпических жанров.Звукопись - это жанр или художественный прием? Значение слова «звукопись». Средства звукописи

Поэзия гласит особенным языком

Звукопись – это прерогатива поэзии, вот почему фонетически отточенное стихотворное произведение нереально без утрат пересказать обыденным житейским языком. Главный принцип усиления звуковой выразительности поэтической речи таится в особо подобранных словах, звуки которых своеобразно соединяются, перекликаются либо, напротив, контрастируют вместе. Это наращивает образность слов и представляет перед внутренним взглядом читателя неописуемо экспрессивную картину.

Средства звукописи

Они разнообразны. Посреди их можно выделить таковой превосходный прием, как подбор в примыкающих стихотворных строчках слов с близким звучанием. К примеру, Александр Сергеевич Пушкин в поэме «Медный наездник», в описании «града Петрова», употребляет сочетания согласных «г», «т», «с» и перекатистого «р», отчего в сознании читателя явственно встает вид потрясающего серьезного городка, бурной реки, скованной гранитом, и больших стройных построек. А в поэме «Полтава» Пушкин отрисовывают портрет правителя, которым он был восхищен, через повторяющиеся гласные «о», «а» в купе с согласными «п», «т», «р». И перед нашими очами появляется образ величавого царя, увлеченного большенными мыслями: он «великолепен», а его взор «горд», «полон славы» и «ясен». Он – «пирует», и его пир – это не стол, уставленный яствами, а широта и размах преобразований.

Звукопись - это жанр или художественный прием? Значение слова «звукопись». Средства звукописи

Почему мы наслаждаемся неплохими стихами

Прием звукописи, при котором в перекличку вовлечено несколько много раз циклических звуков, доставляет слушателю особенное эстетическое наслаждение. Таковы исходные строки известного стихотворения «Парус» Миши Лермонтова, создающие музыку простора и плавного движения воды. Тот же прием звукописи мы лицезреем в стихотворении Афанасия Фета «Дивная картина». Особенная мелодия есть в стихах Сергея Есенина и Александра Блока, также в лирических творениях других превосходных поэтов.

Звукопись - это жанр или художественный прием? Значение слова «звукопись». Средства звукописи

Языком литературоведения

Есть и собственные литературоведческие определения, которыми определяется звукопись: аллитерация, ассонанс. Они обоснованы определенным созвучием или согласных, или гласных. Аллитерацией называют преднамеренное повторение одних и тех же согласных в строке. К примеру, в третьей главе романа «Евгений Онегин», в описании лунной ночи, когда не дремлет, мучимая любовью, Татьяна, Пушкин употребляет аллитерацию звука «н» в девятой строке шестнадцатой строфы. В десятой строке – это уже повторение согласного «д», в одиннадцатой – мы лицезреем аллитерацию «с», и в последующей – «в».

Благозвучные стихи не только лишь даруют удовольствие, они врезаются в память. Часто заглавия, в каких создатель употребляет фонетические приемы, кроме воли завлекают наше внимание. Звукопись (аллитерация) находится, например, в названии лирического произведения Владимира Маяковского «Стихи о русском паспорте», где повторяются попеременно согласные «с» и «т».

Звукопись и смысл

Часто с помощью аллитерации создателю удается передать внутренний смысл описываемых событий. Так, в стихотворении Константина Бальмонта «Я утомился от ласковых слов» повторением звуков «р» в словах «разорвать», «кричащих», «лазурь» и «бурь» создатель достигает смыслового эффекта разъятости, разрыва. О их он пишет как о хотимом себе состоянии.

Звукопись - это жанр или художественный прием? Значение слова «звукопись». Средства звукописи

Символика в звуках

Часто звукопись – это и метод символически обозначить некоторые вещи. В стихотворении «Русалка», которое написал восемнадцатилетний Лермонтов, аллитерация согласных звуков «с» в описании того, как наяда старалась доплеснуть до луны водную серебристую пену, дает нам некоторые незвуковые чувства. Мы ощущаем особенное состояние – полуфантастическое, сверхъестественное, напоминающее о мире духов и снов. Также сочетание сонорных согласных в речах Лесного царя из одноименной баллады Василия Жуковского передает полусонное, заторможенное состояние смертельно хворого малыша.

Звуки и ассоциации

Исследователи убеждены, что фонетический строй способен создавать в людском сознании некоторый ассоциативный круг, когда звучание слова оказывает влияние на то, как мы его воспринимаем. Сравните слова «кукарача» и «равнина», «лилия» и «скрежет». Слово «хрустальный», благодаря сочетанию фонем, отрисовывают в воображении что-то хрупкое, прозрачное, светлое. Ну и в самих этих прилагательных проявляется, благодаря аллитерации «р», «п», «с», это самое значение. Согласные звуки бывают дрожащими, ласкающими либо гремящими. Усиленным повторением звуков «р», сочетаний «гр» поэту удается нарисовать громыхание перекатистого грома, как это делает Федор Тютчев в «Вешней грозе» либо жаркого ожесточенного боя, как предлагает Пушкин в поэме «Полтава». Так как все фонемы принято в поэтической речи разделять на резкие и нежные, тихие и звучные, гармонические и дисгармонические, то внедрение тех либо других становится броским стилистическим средством в художественном арсенале мастера.

Звукопись - это жанр или художественный прием? Значение слова «звукопись». Средства звукописи

Сила аллитерации

Аллитерация как успешный речевой прием употребляется обширно в скороговорках, неких поговорках и пословицах. Согласные звуки в российском языке владеют смыслоразличительной функцией, их существенно больше, ежели гласных. Если мы запишем какое-нибудь слово, используя одни только гласные, его значение не будет нам открыто. К примеру, о чем произнесет сочетание звуков «ееяеие»? Если мы то же самое слово запишем одними согласными, то все таки прочтем его: «змлтрсн». Зашифрованное слово – «землетрясение». Аллитерация, которую представляет звукопись, – это в литературе часто встречающийся прием. Все же, не стоит недооценивать звуковую изобразительность гласных звуков.

Звукопись - это жанр или художественный прием? Значение слова «звукопись». Средства звукописи

Потаенна ассонанса

Повторение гласных в строке именуется ассонансом. Основан он на повторении ударных гласных, но и безударные, если они не подвергнуты изменениям, могут усиливать ассонанс. В лермонтовском «Парусе» циклическая гласная «е», перерастающая в перекличку звуков «о», делает воспоминание обширного простора, в каком неразличимы границы неба и земли. В центре этой картины ясно светится крохотная точка одинокого парусника, отчеканенная широким гласным «а».

Благозвучно находятся повторения фонемы «у» в стихотворении «Бородино»: «у наших ушки на маковке…» Великолепен ассонанс такого же звука в стихотворении Бальмонта «Камыши».

Еще эффектней смотрится сочетание аллитерации и ассонанса. В «Камышах», к примеру, доминирующая гласная «у» успешно смешивается с шелестящими фонемами «ш», «ч». Все это делает атмосферу, которую читатель практически чувствует слухом, зрением, осязанием. Звукопись (ассонанс) потрясающе проявляется вкупе с аллитерацией в стихотворении Бориса Пастернака «Свеча». 1-ая строчка изобилует протяжными «е», 2-ая – глухими «с» и сонорными «л». Все совместно дарует нам замечательный образ зимней ночи, в какой происходит таинство любви. А строчки голубят слух непревзойденной мелодией.

Контраст как выразительный прием

Звукопись - это жанр или художественный прием? Значение слова «звукопись». Средства звукописи

Время от времени поэт может использовать в качестве выразительного художественного инструмента противопоставление контрастных друг дружке звуков. Так, в упомянутом уже стихотворении Бальмонта «Я утомился…» сочетание звуков, рождающих чувство неги, в словах «снов», «слов», «цельных», «утомился», «колыбельных», «напевов» резко противопоставляется звукам в эпитетах «пылающих», «кричащих», «бряцаний», «пиров», «восклицаний», в каких слышатся шум, напор, быстрое движение.

Анафора

Звукопись – это к тому же анафора, стилистический прием, в каком фраза зиждется на повторении схожих звуков сначала каждого синтаксического ряда (строфы, полустишия т. д.). Звуковую анафору мы смотрим в строчках «Глубочайший сон тебя настигнет / Глубины мыслей разорвав». Время от времени анафора проявляется в повторении идиентично звучащих частей слова, как в стихотворении «Арестант» Лермонтова, где герой просит «черноглазую девушку» и «черногривого жеребца». Смысловой анафорой могут воспользоваться создатели, строящие поэтическое повествование на повторении целых слов: «Еще не царят лучи / Еще совершенно не императивно пенье птиц над миром». Звуковые повторы могут заключаться и в повторении целых синтаксических конструкций: «Был бы я военным / Носил бы я погоны». Разновидность строфической анафоры — когда один звуковой состав, выраженный в большинстве случаев в одном каком-либо слове либо фразе, повторяется сначала каждой следующей строфы либо в ее конце. Примером может послужить известное стихотворение Арсения Тарковского «Лето прошло».

Альянс инструментов

Анафора – верная союзница другой стилистической фигуры – градации. Смысл ее коренится в постепенном усилении чувственного накала: «Снится улица, снится город, снится планетка в колыбели из звезд». Тут градация создается методом использования анафоры и слов, лексически расширяющих область описания.

Звукопись - это жанр или художественный прием? Значение слова «звукопись». Средства звукописи

В заключение

Мы разглядели значение слова «звукопись», удостоверились в том, что жанры и художественные приемы – это не одно и то же, и звукопись нельзя отнести к жанрам, но можно считать выразительно-изобразительным средством в литературном творчестве. Мы разглядели также некие виды звукописи и их особенности на примере творений российских поэтов.

Определенный энтузиазм представляют принципы звукописи в произведениях, сделанных на других языках, но это уже тема отдельного исследования.