Теоретической основой поэзии символистов была философия интуитивного творчества, выражение неясных эмоций и чуть уловимых мыслях средством бессвязных бессистемных знаков. Так именуемая криптография невысказанного. 2-ой по значимости символистской категорией была неотклонимая музыкальность стиха.

Читатель должен без помощи других расшифровать поэзию намеков Александра Блока и принять роль в творчестве, дополнив картину фантазии либо условной действительности поэтического пейзажа, мироощущения либо неизреченного переживания создателя.

Одним из увлечений Блока была философия Владимира Соловьева, из эталона всеединства которой в его творчество пришел знак нескончаемого дамского начала, либо женственности. Окружающий же мир начала века с его катастрофическими противоречиями и соц катастрофами казался поэту ужасным, так даже был назван центральный поэтический цикл этого периода.

Блок. «Незнакомка» (анализ)

В итоге ухода от «ужасного» существования, лирический герой стихотворения образует собственный, прекрасный и поэтичный, мир. Если взять стихотворение, которое в этот период написал Блок – «Незнакомка» – анализ покажет, что условно его можно поделить на две части. При этом в первой, состоящей из 6 четверостиший, почему-либо окажется все, что он не обожал: одичавший и глухой жаркий воздух; пыль и скукотища, детский плач; гулкие парочки, прогуливающие меж канав; скрип, визг; прислужники и запивохи с красноватыми очами.

А.Блок «Незнакомка» (анализ 1-й части)

Стихотворение было сотворено в 1906 году. Этот период жизни для Блока был сложным, — начиная с семейных проблем, заканчивая разрывом с поэтами-символистами. Время было беспокойным также в плане соц потрясений. Поэта не покидало чувство неблагополучия, противоречивой трагичности жизни, что порождало «глухой мрак».

Родилось оно в итоге бесцельных скитаний по петербургским окрестностям и поездок в Озерки на дачу. Возвышенно-торжественные четверостишия, где героиня великолепна в собственной загадочности, перемежаются четверостишиями-высказываниями разочарованного жизнью героя, у которого на душе неосознанная тревога. Он считает, что мир погибает, катится во мрак, в пучину, его необходимо выручать. В нем царствует беззаконие и неверие.

Лирический герой стихотворения в поисках выхода уходит в разгул и дебоширство. Сейчас он сам для себя и друг, и собутыльник. Вино «смиряет» и «оглушает» его. Реальный мир, где канавы, пыль, остряки и их визжащие дамы, глупо кривящийся диск луны, отходит на 2-ой план, когда в «назначенный» час в помещение заходит Она.

Блок. «Незнакомка» (анализ 2-й части)

Герой колеблется в действительности происходящего. В наличии знаки неясности: сон и туман («снится», окно – туманное). Ее образ герой не в состоянии окутать весь, полностью, в сознании появляются детали (окутанный шелками стан девицы, шапка с вуалью и перьями, рука в кольцах, голубые глаза). 2-ая часть тоже состоит из 6 четверостиший. Последнее – результат, вывод.

Потаенна этого стихотворения в том, что нельзя сказать точно, реальна либо воображаемая Незнакомка. Блок анализ собственного творения, разложение на составляющие собственного расчудесного магического мира, наверняка, не одобрил бы. Да это ничего и не даст! Каждый читатель должен решить все себе сам.

Сделать более подробный анализ? «Незнакомка», Блок, также его другие стихи навряд ли в нем нуждаются. Лучше читать, ощущать, следовать за воображением поэта и получать от красы и музыкальности его фантазий несказанное наслаждение!