Афанасий Фет: Шепот, робкое дыханье. Анализ
Одним из более именитых стихотворений Афанасия Афанасьевича Фета, вобравшим в себя более соответствующие приемы создателя, является «Шепот, застенчивое дыханье…». Анализ данного стихотворения следует начать с той атмосферы, которую отрисовывают пред нами поэет. Создатель делает эффект плавной динамики, не используя при всем этом ни 1-го глагола: «колыханье сонного ручья», «конфигурации милого лица». Тут проявляется именитая «безглагольность», которой славился Фет.
«Шепот, застенчивое дыханье», анализ которого предпринимался многими литературоведами, отличается также разделением переживаний лирического героя: 1-ое четверостишье полностью посвящено звукам (к ним относятся и шепот, и дыханье, и соловьиная песня), во 2-м описываются зрительные образы (свет и тени, лицо любимой), а в конце стихотворения — чувственные переживания героя.
При всем этом в последней строке заря играет кульминационную роль, подводя все чувства героя к их высшей точке.
Лирический герой проходит чувственную градацию от «застенчивых» шепота и дыхания до «лобзания и слез» до зари, при этом этот путь показан в виде отдельных, сменяющих друг дружку кадров — поэт позволяет нам без помощи других нарисовать в воображении образы стихотворения «Шепот, застенчивое дыханье». Анализ стихотворения неосуществим без воззвания внимания на нарочитое повторение частей в строках «Свет ночной, ночные тени. Тени без конца», которое делает элемент статичности посреди сменяющихся картин ночи. С его помощью создатель указывает «нескончаемую» протяженность времени для влюбленных, что очень принципиально для лирического героя.
«Шепот, застенчивое дыханье», анализ которого мы проводим, принято относить к произведениям любовной лирики Фета. Но, как и в других соответствующих произведениях этого поэта, рядом с чувственными переживаниями лирического героя соседствуют наблюдения за состояниями природы. Создатель перемешивает два этих источника воспоминаний для сотворения цельной картины. Таким макаром поэт указывает, что людские чувства сродни миру природы. В конце они соединяются воединыжды в единое целое строкой «И заря, заря!» Это слово тут употреблено как в буквальном, так и в переносном смысле ( и поэтому два раза). Идет речь о «заре любви», сопровождающейся утренней зарей. Сначала дополняющие друг дружку, мир природы и мир эмоций соединяются тут воедино в виде нового начала.
Эпитеты, применяемые создателем («магических конфигураций», «застенчивое дыханье», «милого лица»), демонстрируют нежность отношений меж влюбленными.
И схожее чувство мы лицезреем в отношении лирического героя к природе — уменьшительно-ласкательное «тучки», «серебро ручья».
Мы лицезреем, что не только лишь создатель, да и его персонаж воспринимают окружающий и внутренний мир как единое целое.
И принципиально учесть эту особенность взора поэта, строя анализ.
«Шепот, застенчивое дыханье» — одно из главных произведений лирики Фета.
В нем создатель делает при помощи образов «застывших мгновений» картину развития человечьих эмоций и их связи с окружающей природой.
Не напрасно многие музыканты (Римский-Корсаков, Балакирев, Метнер и другие) отметили конкретно это стихотворение для сотворения собственных композиций.