Анализ: «Демон» Лермонтова — вершина в истории мировой романтической поэмы
Проводя анализ («Бес» Лермонтова), следует сначала отметить, что это произведение поэта и доныне считается одним из самых противоречивых, таинственных и глубочайших в творчестве Миши Юрьевича. Вся сложность состоит в том, что рассматривать поэму можно с различных ракурсов: галлактического, который представлен отношением Беса к Богу и Вселенной, психического и даже философского. Лермонтов не был первым человеком, который в собственных произведениях обращался к виду падшего ангела, объявившего Богу войну. До него эту тему по-разному трактовали и Гёте («Фауст»), и Байрон («Каин») и, конечно, Мильтон («Потерянный рай»).
Образ Беса в поэме Лермонтова
Анализ: «Бес» Лермонтова примечателен, сначала, тем, что создатель особенно подошёл и к сюжету поэмы, и к изображению главного вида. Лермонтовский Бес – это необычное сочетание большой внутренней силы, рвения избавиться от гнетущего чувства одиночества, желания приобщиться к добру и катастрофического бессилия, связанного с невыполнимостью достигнуть хотимого. Читателю Бес представляется таким мятежным протестантом, который противопоставил себя не только лишь Богу, но также и всему миру, всем людям.
Главный герой – «правитель познанья и свободы», который восстаёт против всего, сковывающего разум. Бес в поэме Лермонтова отторгает мир, в каком отсутствует настоящее счастье, где люди равно страшатся как обожать, так и непереносить, повсевременно пребывают во власти мирских страстей. Но это глобальное отрицание показывает не только лишь силу Беса, а и его слабость. Ведь с высоты нескончаемых просторов космоса он просто неспособен узреть и оценить всю красота земной природы.
Высокомерное уединение тяготит Беса, он нередко тоскует об общении с людьми и миром. «Жить себе» ему опротивело, и выходом из темницы угрюмого одиночества ему видится любовь к обычный девице Тамаре. Но для него остаются недосягаемыми поиски красы, гармонии, любви и добра.
Философские вопросы, поднимающиеся в произведении
Анализ («Бес» Лермонтова) проводить несколько трудно, ведь создатель воздержался от выражения личной позиции, позволив произведению жить собственной жизнью, быть неоднозначным. Намеченное в более ранешних поэмах разоблачение индивидуалистического мышления находится и в «Демоне». Разрушительное начало Миша Юрьевич трактует как антигуманистическое. Но в то же время некие вопросы, поставленные в «Демоне», так и остаются неразрешёнными. Например, неясным остаётся, кого поэт лицезреет в своём Демоне – носителя зла (пускай и страдающего) либо же жертву несправедливости? Отчего была спасена душа Тамары – просто в угоду серьезной цензуре тех пор либо же конкретно такая развязка была задумана с самого начала как неминуемый идеологический ход? Примирительной либо нет является концовка произведения и поражение Беса? Анализ («Бес» Лермонтова) концентрируется вокруг этих и многих других вопросов. Которые, к слову, являются убедительнейшим подтверждением высочайшей философской нагрузки произведения. Диалектическое сочетание «добра» и «зла» в поэме, яркое изображение жажды эталона и его утраты, враждебность по отношению к миру и желание примириться с ним – все эти темы пронизывают поэму красноватой нитью, делая её воистину уникальным произведением.
Художественные приёмы в поэме «Бес»
Анализ поэмы «Бес» Лермонтова – это и воззвание к её художественному своеобразию. Являясь ярким прототипом романтизма, произведение фактически стопроцентно строится на антитезах. Герои повсевременно противопоставляются друг дружке: это образы Беса и Бога (земли и неба), Беса и Ангела (погибели и жизни), Тамары и Беса (действительности и эталона). Находятся в творении поэта и контрастирующие вместе этические и социальные категории. Утверждение и отрицание, гармония и борьба, добро и зло, ненависть и любовь, деспотия и свобода – в «Демоне» эти противоречивые понятия практически схлестнулись вместе.
Заключение
Чем так привлёк внимание читателей к поэме Лермонтов? «Бес», анализ которого мы проводим, – это произведение, в каком слились мощная поэтическая фантазия, пафос колебаний и отрицания, уникальный лиризм поэта, загадочность, простота и понятность изложения.
На фоне всего этого читателям и всему миру задаются принципиальные философско-нравственные вопросы, на которые население земли отыскивает ответы тысячелетиями.