Являясь итоговым результатом всей деятельности предприятия, прибыль просит к для себя самого пристального внимания. Обстоятельств этому много: от правильной и полной уплаты налогов до принятия более верных управленческих решений. Разумеется, не достаточно просто собрать информацию о приобретенной прибыли за несколько периодов, потому что ее непременно нужно проанализировать. Пожалуй, важнее всего проводить анализ состава и динамики прибыли, на чем мы и остановимся более тщательно.

Прибыль предприятия состоит из прибыли от реализации продукции, другими словами от основной деятельности, также из различия иных доходов и расходов. Естественно, можно раздельно учить состав прибыли в разрезе основной и иной деятельности, но еще удобнее проводить анализ на базе отчета о прибылях и убытках. Инфы, которая в нем представлена, довольно, чтоб провести анализ состава и динамики прибыли. С этой целью данный отчет сначала нужно изучить в 2-ух направлениях: вертикальном и горизонтальном. Вертикальный анализ представляет собой исследование структуры, потому что в его процессе определяют удельный вес отдельных характеристик. Обычно в качестве базы выбирается приобретенная выручка. Структура определяется за несколько периодов, а потом изучаются происходящие в ней конфигурации.

Последующий вид анализа – горизонтальный. Из его наименования полностью разумеется, что делается сопоставление характеристик за несколько периодов. Для этого определяют относительные и абсолютные конфигурации. В качестве относительного показателя обычно употребляют коэффициенты динамики. При помощи данного вида анализа определяются главные тенденции, присущие динамике тех либо других характеристик: как прибыли, так и причин, на нее влияющих. Что касается причин, то анализ состава и динамики прибыли вертикальным и горизонтальным методами обычно дополняется проведением факторного анализа.

Факторный анализ динамики прибыли состоит в выявлении характеристик, оказывающих на нее наибольшее воздействие, также делается определенная количественная оценка данного воздействия. Чтоб провести факторный анализ, нужно составить математическую модель, которой можно будет обрисовать прибыль. Модели могут быть довольно многообразны. Прибыль можно представить как произведение объема продаж на разницу цены и себестоимости единицы. Простота таковой модели разъясняется тем, что она учитывает маленькое число причин, влияющих на прибыль. Более детализированную модель можно выстроить на базе отчета, упомянутого выше, который отражает порядок формирования незапятанной прибыли. При использовании этой модели следует учитывать, что данная величина находится в зависимости от выручки, которая в свою очередь находится в зависимости от цены и объема реализации. Эти причины также следует учитывать раздельно. Анализ воздействия причин в данной модели можно провести хоть каким методом, применимым для анализа детерминированных моделей, к примеру, способом цепных подстановок.

Анализ состава и динамики прибыли будет неполным, если за ним не будут следовать определенные выводы. Значимость выводов переоценить трудно, потому что на их базе принимаются управленческие решения. Проведенный анализ может выявить ряд суровых заморочек, которые требуют решения. Может быть, нужно проводить политику более жесткого управления затратами, чтоб уменьшить себестоимость продукции, которая плохо сказывается на прибыли. Не считая того, могут быть определены недочеты ценовой политики, которые не содействуют получению наибольшей выручки. Может быть, нужно находить методы понижения налоговой нагрузки: особенные налоговые режимы, льготы и тому схожее. Другими словами, нужно уделить внимание тем факторам, которые плохо оказывают влияние на прибыль, а потом принять решения, содействующие ослаблению этого воздействия. Причины же, действующие положительно, нужно использовать более много.