Анализ стихотворения «Нищий», Лермонтов М.Ю.
Произведение «Нищий» Лермонтов написал в 1830 году в шестнадцатилетнем возрасте. Это одно из лирических стихотворений так именуемого «сушковского цикла», возникновение которого связано с событиями биографии молодого поэта.
Сюжет стихотворения «Нищий» Лермонтов взял из собственного личного опыта. В 1830 году Арсеньевы (бабушка с внуком Мишей) и другие семьи: Столыпиных, Верещагиных и Сушковых вкупе побывали в Троицко-Сергеевской лавре. Там парень услышал рассказ слепого убогого старика, который посетовал на то, что не так давно на церковной паперти в его чашечку юные беспощадные шутники заместо подаяния положили горсть камешков. Этот случай глубоко потряс восприимчивого юного человека. Записав дома практически набело стихотворение «Нищий», Лермонтов оголил в нем типичное сходство меж случившимся и своим отношением к Сушковой.
Часто действия, происходящие в жизни известного творческого человека, становятся необходимыми не только лишь для него самого, да и для истории государственной культуры. Стихотворение «Нищий» Лермонтов, тогда еще начинающий поэт, сделал в ответ на пылкое, но неразделенное чувство к Екатерине Сушковой.
М.Ю. Лермонтов «Нищий» (анализ ч.1)
Условно произведение можно поделить на две неравных части. 1-ая часть – сюжетная (8 стихов). Центральный образ злосчастного нищего создается с помощью эпитетов: просящий, иссохший, чуть живой от голода и жажды. Просил только нужного, не средств – хлеба, взгляд его полон мукой от перенесенных страданий и невзгод. Тем преступнее смотрится замена актуально нужного подаяния никчемным, прохладным камнем. Ясен и итог: без хлеба этот человек не выживет.
«Нищий» Лермонтов (анализ ч. 2)
2-ая часть – эпилог, объяснение (4 стиха), выраженное образной развернутой метафорой. Потребность в ответном чувстве поэт приравнял к потребности в кусочке хлеба человека, умирающего от голода.
Основой стихотворения и художественного его решения послужило событие в лавре, использованное создателем в качестве знака людской, а в случае с лирическим героем — женской безучастности и духовной глухоты.
Реальная, не поэтическая история отношений Лермонтова и Сушковой продолжилась в 1834 году. Они опять повстречались, в сей раз в Петербурге. Целый месяц поэт ухаживал за Екатериной Александровной, невзирая на то, что она собиралась замуж за его друга – Алексея Лопухина. Миша бывал в ее доме, на всех балах аккомпанировал в качестве кавалера, окружил заботой и вниманием, стремясь захватить сердечко девицы и получить реванш за отвергнутые юношеские чувства, но изображая дело так, как будто выручает от ранешней свадьбы собственного друга. Когда же достигнул любовного признания, влюбленная Екатерина получила письмо от неведомого, открывшее всю правду и повлекшее разрыв отношений. До конца собственных дней Екатерина Сушкова так и не выяснила, что письмо это написал сам Лермонтов, разочаровавшийся в женской любви и искренности. Он лицезрел в поведении девицы только циничное желание сделать удачную партию.
Стихотворение – эталон романтичного стиля в поэзии девятнадцатого века. Оно проникнуто тоскливым настроением одиночества, разочарованности в людях и их морали.