Анализ стихотворения Пророк Михаила Юрьевича Лермонтова
Анализ стихотворения «Пророк» Лермонтова начнем с того, что узнаем о времени его сотворения. Оно было написано в 1841 году. Стихотворение считается одним из самых последних творений гения. Можно сказать, что «Пророк» — это некоторое завещание поэта, его прощание.
Стихотворение было размещено только после погибели создателя. Все же оно является знаковым для Миши Юрьевича.
В собственном произведении поэт попробовал отразить весь собственный актуальный путь. Анализ стихотворения Лермонтова «Пророк» нередко сопоставляется с анализом аналогичного «Пророка» Пушкина.
Разглядим жанровую принадлежность и композиционное построение стихотворения. Оно опирается на библейский текст и тяготеет к такому жанру, как легенда. Принципиальное отличие от произведения Пушкина в том, что тот избрал книжку Пророка Исайи, а Лермонтов выбрал книжку пророка Иеремии.
Композиция одноименных стихотворений также подвергается сопоставлению. Дело в том, что у Пушкина – это движение от низшего к высокому: поначалу «пустыня сумрачная», а позже путь к людям с надеждой. У Лермонтова же напротив: поначалу интерес, любовь и правда, а потом побег из городка с пеплом на голове.
Анализ стихотворения «Пророк» предполагает рассмотрение идейно-художественного содержания произведения, заканчивающегося воззванием, оформленным в виде прямой речи. Это собственного рода призыв «стариков» к юному поколению, детям, которые должны отречься от пророка и ни при каких обстоятельствах не следовать за ним.
Сейчас побеседуем об главных идеях стихотворения. Главное тут — тема поэта и поэзии. Следует направить внимание на образ пустыни. Она обладает 2-мя семантическими признаками:
1) место, которое противоборствует городку, популяции людей и всему миру, который сотворен человеком;
2) огромное и открытое место, которое символизирует бескрайность.
Недаром конкретно пустыня утолила жажду пророка. Тут он получает то, чего не хватало в городской жизни, – общение. Посреди людей и городской суеты его никто не слушал, а сейчас даже звезды ему внемлют. Одиночество поэта противопоставляется единению с мирозданием.
Подробный анализ стихотворения «Пророк» просит рассмотрения и художественных особенностей. Обширно применена тут библейская лексика, также славянизмы. Приведем примеры таких слов: тварь земная, глаза, пророк, глава, завет и т.д. Поэт пользуется эпитетами, принадлежащими к высочайшему стилю, к примеру, божья еда, нескончаемый судия, незапятнанные ученья и другие. Что любопытно — Миша Юрьевич употребляет к тому же сатиру и иронию. Он отрисовывают брутальную массу, которая не признает пророка и гонит его. Строчка «старцы молвят «с ухмылкой самолюбивой» повторяется в обоих заключительных четверостишьях.
Из-за таковой стилистической неоднородности Лермонтов разделяет стихотворение на строфы. Оно представляет собой семь катренов, любой из которых передает определенный шаг развития сюжетной полосы.
Что касается стихотворного размера, то тут мы найдем сочетание четырехстопного ямба с пиррихием.
Стихотворение изобилует словами, в каких есть взрывные согласные, к примеру, «посыпал пеплом», «в пустыне», «бежал» и т.д.. Эти слова делают атмосферу напряженности. Акцент на буковке «у» обеспечивает интонацию печали и тоски, к примеру, «в пустыне я живу», «как он угрюм и худ».
Лермонтов подводит итоги всему собственному творчеству, собственной жизни. Он затрагивает тему катастрофической судьбы поэта-пророка, его существования в мире. Миша Юрьевич – один из немногих классиков, которые заложили базу правильного осознания миссии поэта и всего искусства.
Анализ стихотворения «Пророк» завершен.