Сочинение Платона «Апология Сократа», может быть, и не передаёт его речь в афинском суде доподлинно. Скорее всего, что этот ценнейший документ является только художественно-стилизованной её интерпретацией. Ведь суд, проводившийся в Афинах, был очень звучным, а Платон находился на нём только как ученик Сократа и близкий его друг. Потому ждать его неплохой осведомлённости обо всех событиях этого суда нельзя.

Возможно, что «Апология Сократа» написана, сначала, из желания реабилитировать перед потомками и перед современниками обвинённого и казнённого совершенно не по заслугам учителя. К тому же Платон является не единственным создателем, передавшим потомкам его речь на суде. Известны апологии Сократа, к примеру, Ксенофонта Афинского, Теона из Антиохии, Диагена и других создателей, которые изобразили казнённого философа высокоморальным человеком и выдающимся мыслителем.

Сократ – это личность, оказавшая самое огромное воздействие на миропонимание Платона, потому можно с уверенностью сказать, что вся теория платонизма является только развитием мыслях и научных взглядов его учителя, открывшего новейшую эру в истории древней философии.

Большущая награда Сократа состоит в том, что он смог перейти от космологии к дилеммам определенных людей и стал изучить человечий разум. В то время это было специфичной революцией в мире философии, потому её герой был должен стать жертвой, окропляющей собственной кровью новые идеи.

«Апология Сократа» — анализ его рвения отыскать ясность в человеческом осознании, сохранить наилучшее, повредить то, что ужаснее. Современники не были готовы принять эти идеи. Греция тех пор ещё не знала критицизма. Он вызывал кошмар, навеивал ужас, потому философа обвиняли в безбожии, а афинский трибунал обвинял ему подрыв гос власти, развращение молодёжи и даже поклонение неведомым богам.

Восхищался и лицезрел в Сократе живой знак новейшей философии его ученик Платон. «Апология Сократа» передаёт нам этот настрой создателя, сущность мыслях обвиняемого и таковой образ известного мыслителя, каким его знал сам писатель. В этом сочинении он вложил в уста Сократа огненную и насыщенную новыми философскими мыслями речь, состоящую из трёх частей. Произведение очень богато как с художественной, так и с логической точки зрения.

Заметим, что только «Апология Сократа» — сочинение, написанное не в форме диалога, как все другие произведения Платона. Очень высока художественная сторона сочинения. Оно передаёт нам превосходный образ непоколебимого и разумного человека, величественно и с достоинством отражающего ничтожные обвинения людей, незаслуженно приговаривающих его к погибели.

Невзирая на то, что в самом сочинении этих обвинений нет, его логическая цепочка построена таким макаром, что просто позволяет осознать их и сделать выводы, что они все являются только общими фразами. Если б в обвинениях были определенные факты, то и «Апология Сократа» содержала бы критику сокрушительного нрава, убеждающую обвинителей в их неправоте. Мы же лицезреем в этом произведении только желание уверить публику в корректности собственных мыслях.