Армянская Апостольская Церковь – одна из древних в мире. Сотворена она была во втором-третьем веке нашей эпохи. Например, Евсей Кесарийский (260-339) упоминает о войне римского правителя Максимина с Арменией, развязанной конкретно на религиозной почве.

Армянская церковь в древности и в наши деньки

В седьмом веке нашей эпохи довольно-таки большая по численности армянская община проживала в Палестине. Была она в этот период времени и в Греции. 70 монастырей данного страны находилось в принадлежности армян. На Святой Земле в Иерусалиме армянская Патриархия была базирована незначительно позднее – в 12 веке. На реальный момент в этом городке проживает более 3000 армян. В принадлежности общины находится огромное количество церквей.

Как появилось христианство в Армении

Считается, что христианство в Армению принесли два апостола — Фаддей и Варфоломей. Видимо, отсюда и пошло заглавие церкви — Апостольская. Это обычная версия, документально, но, не подтвержденная. Доподлинно ученым понятно только то, что христианской Армения стала во времена царя Тиридата в 314 году н. э. После религиозной кардинальной реформы, проведенной им, все языческие капища в стране были переделаны под армянские церкви.

Современные церкви, принадлежащие армянам в Иерусалиме

Самыми известными культовыми сооружениями Иерусалима являются:

  • Церковь Святого Иакова. Размещена в древнем городке, на местности Армянского квартала. В 6 веке на этом месте была построена маленькая церквушка. Построили ее в честь 1-го из знаменательных событий христианства. Конкретно на этом месте в 44 году нашей эпохи людьми Ирода Антипы был убит апостол Иаков. Это деяние отыскало свое отражение в Новеньком Завете. В 12 веке на месте старенькой церкви была построена новенькая. Существует она и до настоящего времени. В западной части строения имеется маленькая дверь. Ведет она в комнату, в какой монахи до сего времени хранят голову Иакова.
  • Церковь Ангелов. Размещена также в Армянском квартале, в самой его глубине. Это одна из древних церквей Иерусалима. Построена она на том месте, где когда-то стоял дом первосвященника Анны. Согласно Новенькому Завету, конкретно к нему привели Христа перед допросом у Каиафы. Во дворе церкви до сего времени сохранилась маслина, которую верующие считают «живым очевидцем» тех событий.

Очевидно, есть армянские церкви и в других странах мира – в Индии, Иране, Венесуэле, Израиле и т. д.

История Армянской церкви в Рф

В Рф 1-ая христианская армянская епархия образовалась в 1717 г. Центр ее размещался в Астрахани. Этому содействовали дружеские дела, сложившиеся меж Россией и Арменией в то время. В эту епархию вошли все имеющиеся тогда христианские армянские церкви страны. Первым ее предводителем стал архиепископ Галатаци.

Фактически Армянская Апостольская церковь была учреждена в Рф через несколько десятилетий после чего, в эру правления Екатерины 2-ой – в 1773 г. Ее основоположником стал Католикос Симеон 1-ый Ереванци.

В 1809 году указом правителя Александра Первого была базирована Армянская епархия Бессарабии. Эта самая церковная организация контролировала местности, отвоеванные у турков в Балканской войне. Центром новейшей епархии стал город Яссы. После того как по Бухарестскому мирному договору Яссы оказались за пределами Русской Империи, он был перенесен в Кишинев. В 1830 году Николай 1-ый отделил от астраханской московские, санкт-петербургские, новороссийские и бессарабские церкви, образовав еще одну армянскую епархию.

К 1842 году в Рф уже было выстроено и открыто 36 приходских, кафедральных и кладбищенских церквей. Большая их часть принадлежала Астраханской епархии (23). В 1895 году ее центр был перенесен в город Новенькая Нахичевань. К концу 19 века были объединены также среднеазиатские армянские общины. В итоге образовались еще две епархии – Бакинская и Туркестанская. В это время центром Астраханской епархии становится город Армавир.

Армянская церковь в Рф после революции

После революции семнадцатого года Бессарабия отошла Румынскому царству. Существовавшие тут армянские церкви стали частью епархии этого страны. При всем этом были внесены конфигурации и в саму структуру церкви. Все общины были объединены всего в две епархии – Нахичеванскую и Северо-Кавказскую. Центр первой размещался в Ростове-на-Дону, 2-ой – в Армавире.

Большая часть храмов, принадлежавших Армянской Апостольской Церкви, очевидно, были закрыты и разрушены. Такое положение дел сохранялось прямо до середины двадцатого века. Одним из важных событий для христиан-армян стало открытие в 1956 году в Москве единственного сохранившегося в городке армянского храма. Это была маленькая церковь Св. Воскресения, построенная в 18 веке. Конкретно она стала центром армянского столичного прихода.

ААЦ в конце 20 – начале 21 века

В 1966 году Католикос Вазген 1-ый делает Ново-Нахичеванскую и Российскую епархии. При всем этом центр Армянской Апостольской Церкви переносится в Москву. К 90-м годам прошедшего века у армян было уже 7 церквей, действующих в больших русских городках – Москве, Ленинграде, Армавире, Ростове-на-Дону и т. д. Сейчас в руководстве Русской епархии находятся многие церковные общины бывших республик СССР. Стоит добавить, что современные армянские церкви в большинстве собственном представляют собой истинные строительные и исторические монументы.

Церковь Рипсимэ в Ялте

Ялтинская армянская церковь была построена сначала 20-го века. Представляет она собой довольно-таки увлекательное в строительном плане здание. Это малогабаритное, выглядящее цельным сооружение очень похоже на старый храм Рипсимэ в Эчмиадзине. Это одна из самых увлекательных достопримечательностей, которой может повытрепываться Ялта. Армянская церковь Рипсимэ – вправду впечатляющее здание.

На южном фасаде оборудован неверный вход, обрамленный широкой арочной нишей. К нему ведет длинноватая лестница, потому что размещен храм на склоне горы. Венчает здание основательный шестигранный шатер. В конце подъема оборудована еще одна лестница, ведущая сейчас к истинному входу, расположенному на западном фасаде. Увлекателен и интерьер церкви. Купол изнутри расписан, а иконостас отделан мрамором и вкраплен. Этот камень вообщем традиционен для интерьера таких сооружений, как армянские церкви.

Санкт-Петербургская церковь Св. Екатерины

Очевидно, имеются церкви, принадлежащие этому направлению христианства, и в других городках Рф. Есть они и в Москве, и в Санкт-Петербурге, и в неких других населенных пт. Естественно, обе столицы могут повытрепываться самыми величавыми сооружениями. Например, очень увлекательным в плане исторической и духовной ценности зданием является построенная в 1770-1772 гг. армянская церковь на Невском проспекте в Санкт-Петербурге. Это очень роскошное, легкое строение в стиле ранешнего российского классицизма. На фоне серьезных питерских построек этот храм смотрится необычно нарядно и празднично.

Естественно, армянская церковь на Невском проспекте смотрится очень величаво. Но по высоте она уступает столичному храму на Трифоновской улице (58 м). Воистину прекрасен и интерьер питерской древней церкви. Стенки украшены монументальной живописью, лепными карнизами, а частью облицованы цветным мрамором. Тот же камень применен для отделки пола и колонн.

Армянская церковь в Краснодаре

Не так издавна – в 2010 году — в Краснодаре был построен и освящен новый армянский храм Св. Саака и Месропа. Здание спроектировано в классическом стиле и выполнено из розового туфа. Достаточно огромные размеры, длинноватые арочные окна и шестигранные купола присваивают ему величавый вид.

По стилю выполнения это здание припоминает то, которым может повытрепываться Ялта. Армянская церковь Рипсимэ, правда, несколько ниже и монументальнее. Но общий стиль верно выслеживается.

К какому направлению христианства относится Армянская Церковь?

На Западе все восточные церкви, в том числе и Армянскую Апостольскую, считают ортодоксальными. На российский язык это слово переводится как «православные». Но осознание этих 2-ух заглавий на Западе и у нас несколько разнится. Под это определение попадает довольно-таки огромное количество ответвлений христианства. И хотя по западным богословским канонам Армянская церковь считается православной, по сути ее учение с русским православием почти во всем несхоже. Что касается РПЦ, то на уровне рядового священства преобладает отношение к представителям ААЦ как к еретикам-монофизитам. Официально же признается существование 2-ух веток православной церкви – Восточной и Византийско-славянской.

Может быть, к тому же потому сами же верующие армяне-христиане почти всегда не считают себя ни православными, ни католиками. Верующий этой национальности с схожим фуррором может зайти помолиться как в католический, так и в православный храм. Тем паче, что армянские церкви в мире по сути не очень многочисленны. Например, живущие в Рф представители этой национальности охотно крестят малышей в российских православных храмах.

Отличия православных традиций ААЦ и РПЦ

Для сопоставления с русскими православными традициями опишем ритуал крещения, принятый в армянской церкви. Различий не так и много, но все таки они есть.

Многих российских православных, в первый раз попавших в армянский храм, поражает то, что свечи тут ставят не на особые постаменты в мелкие канделябры, а в обыденный ящик с песком. При всем этом они не продаются, а просто лежат рядом. Но многие армяне, взяв свечку, оставляют средства за нее по собственному желанию. Сами же верующие убирают и огарки.

В неких армянских церквях в купель деток при крещении не погружают. Просто берут воду из большой чаши и умывают. Крещение в армянской церкви имеет и еще одну увлекательную особенность. Священник, произнося молитву, гласит нараспев. Из-за неплохой акустики армянских храмов звучит она впечатляюще. Отличаются от российских и крестильные крестики. Обычно они очень прекрасно декорированы виноградовой лозой. Подвешивается крестики на нарот (сплетенные совместно красноватую и белоснежную нити). Крестятся армяне — в отличии от российских — слева вправо. В остальном ритуал приобщения малыша к вере идентичен с русским православным.

Структура современной Армянской Апостольской Церкви

Высшим органом власти в АЦ является Церковно-Национальный Собор. На реальный момент в него входят 2 Патриарха, 10 арихиепископов, 4 епископа и 5 светских людей. В состав ААЦ заходит два независящих Католикосата – Киликийский и Эчмиадзинский, также два Патриархата – Константинопольский и Иерусалимский. Верховный Патриарх (сейчас – глава армянской церкви Гарегин II) считается его представителем и производит надзор за соблюдением церковных правил. Вопросы законов и канонов находятся в компетенции Собора.

Значение армянской церкви в мире

Исторически становление Армянской Апостольской Церкви происходило не только лишь на фоне припирания со стороны иноверных языческих и мусульманских властей, да и под давлением других, более могущественных христианских Церквей. Но, невзирая на это, ей удалось сохранить свою уникальность и неповторимость многих обрядов. Армянская церковь – правоверная, но недаром в ее заглавии сохранился термин «Апостольская». Это определение считается общим для всех Церквей, не относящих себя ни к одному из ведущих направлений христианства.

Более того, в истории Армянской церкви были времена, когда многие ее авторитетные деятели считали Римский Престол первенствующим. Закончилось тяготение Армянской Церкви к католицизму только в 18 веке, после того как Папа сделал свою, отдельную ветвь – Армяно-католическую Церковь. Этот шаг стал началом некого остывания отношений этих 2-ух веток христианства. В отдельные периоды истории наблюдалось тяготение деятелей Армянской Церкви к Византийскому православию. Не ассимилировалась она с другими направлениями только благодаря тому, что и католики, и православные в некий мере всегда считали ее «еретической». Так что то, что эта Церковь сохранилась фактически в собственном первозданном виде, можно в некий мере считать и божьим провидением.

Армянская церковь в Санкт-Петербурге, храмы в Москве и Ялте, также другие подобные культовые сооружения вправду представляют собой истинные строительные и исторические монументы. Ну и сама обрядовость этого направления христианства самобытна и неподражаема. Согласитесь, что сочетание больших «церковных» головных уборов и византийской яркости ритуальной одежки не может не впечатлять.

Армянская Церковь (фото храмов, принадлежащих ей, вы сможете созидать на этой страничке) была базирована в 314 г. Разделение же христианства на две главных ветки вышло в 1054 г. Даже сам внешний облик армянских священников припоминает о том, что когда то оно было единым. И, конечно, будет очень хорошо, если Армянская Апостольская Церковь сохранит свою уникальность и далее.