Ассессмент-центр: современный метод оценки персонала
Очень многие определения и понятия в сфере управления персоналом были заимствованны нашими эйчарами у их западных коллег. Логично, что проф терминология менеджеров по работе с персоналом содержит много кальки с британского, и значение определений не всегда бывает просто осознать с первого раза. Вот, к примеру, что такое ассессмент-центр? Давайте попробуем разобраться.
В переводе с британского assessment — оценка. Разумно будет представить, что ассессмент-центр — это центр оценки. Но что (либо кого) подразумевается оценивать? Так как сначала нашей статьи речь шла о сфере управления персоналом, становится понятно: речь будет идти об оценке персонала.
Ассессмент-центр — это способ всеохватывающей оценки персонала. Это не какая-то отдельная методика, а целая совокупа методик, позволяющая получить очень беспристрастную оценку компетенций служащих. Ассессмент-центр применяется при приеме служащих на работу, предназначении служащих на главные должности, принятии решения о согласовании сотрудника занимаемой должности и т.п.
Обычно ассессмент-центр проводится спец компаниями и их сотрудниками — ассессорами. На это есть несколько обстоятельств. Во-1-х, наружные специалисты независимы, объективны и беспристрастны по отношению к оцениваемым сотрудникам. Во-2-х, проф ассессоры владеют достаточной квалификацией и опытом для подготовки и проведения ассессмент-центра. Но к оценке завлекают и менеджеров компании-заказчика.
Из каких шагов состоит ассессмент-центр? Поначалу каждый участник проходит интервью с профессионалом, который собирает начальные данные о его познаниях и опыте. В процессе интервью могут употребляться разные испытания: психические, проф и общие.
Когда все интервью завершены, происходит короткая презентация каждого участника перед другими участниками и профессионалами. Потом происходит деловая игра. На самом деле, это моделирование реальных бизнес-ситуаций, осуществляемое по определенному сценарию. Она позволяет показать, как участники поведут себя при тех либо других обстоятельствах.
Так как ассессмент-центр обязательно содержит в себе бизнес игру, это делает его схожим на тренинг. Но задачка тренинга — развить определенные умения и способности. Перед ассессмент-центром такая цель не стоит. Его задачка — предоставить участникам возможность проявить себя, а профессионалам — очень беспристрастно их оценить.
Не считая этого ассессмент-центр содержит в себе биографическое анкетирование, описание проф достижений, экспертное наблюдение и личный анализ бизнес примеров: участнику дают определенную ситуацию, его задачка — избрать лучшую (на его взор) стратегию и стратегию действий в этой ситуации.
Невзирая на то, что ассессмент-центр — это композиция стандартных и необычных методик оценки персонала, аспекты оценки определены довольно верно. До оценки ассессоры составляют и согласовывают с управлением компании перечень компетенций, которыми должен владеть оцениваемый сотрудник, и разрабатывается шкала оценки этих компетенций.
Ассессмент-центр прибыльно отличается от других методик оценки персонала (тестирования, интервью и пр.) тем, что он позволяет оценить сходу несколько характеристик. Многие свойства сотрудника можно оценить только при работе в команде; ассессмент-центр дает такую возможность. Используя эту методику, можно оценить не только лишь уровень компетентности сотрудника, да и его личностные особенности, особенности поведения, эффективность его деятельности, выполнение им должностных обязательств и уровень заслуги целей.
Невзирая на все свои достоинства, ассессмент-центр не лишен недочетов. Это довольно дорогая процедура, которую могут позволить для себя далековато не все компании. Не считая того, процедура оценки достаточно продолжительна (до нескольких дней), а это — потерянное рабочее время. И добавьте сюда время не подготовку наблюдателей из числа менеджеров — это приблизительно три денька, в которые они не будут делать свои конкретные обязанности.
Как удачно пройти ассессмент-центр? Правильного ответа здесь нет. Единственное, что можно порекомендовать — это быть собой. Часто испытуемые «прокалываются» вот тогда, когда пробуют гласить либо делать не то, что желают, а то, что (как они задумываются) от их ждут. Неискренность видна сходу и играет против их.
Пожалуй, сейчас ассессмент-центр — одна из самых действенных методик оценки персонала. Но трудозатратность и цена данной процедуры не позволяет использовать ее везде.