Главные средства на предприятии являются большей по цены составляющей его активов, к тому же менее оборачиваемой. Учет ОС связан с учетом таких операций, как их приобретение, начисление износа и выбытие их после окончания срока использования. С целью недопущения появления ошибок и искажений проводится аудит учета главных средств – проверка соответствия инфы об ОС, представленной в денежных документах предприятия, реальному положению дел.
Главные средства проходят три главных стадии: приобретение ОС, связанное с формированием их начальной цены, внедрение, в течение срока которого происходит начисление амортизации, либо, проще говоря, износа, и выбытие, при котором предприятие реализует имеющиеся устаревшие ОС по так именуемой остаточной цены. Может быть также движение главных средств – под данным термином предполагается перемещение ОС меж разными отделами и участками производства, их передача от 1-го субъекта внутренней структуры компании другому. Так как все объекты ОС имеют инвентарные карточки и номера, перемещение объекта ОС нужно верно задокументировать для того, чтоб позже не появилось неурядицы с его нахождением. Аудит движения главных средств, обычно, врубается в программку аудита ОС и является принципиальной его составляющей. Проверка правильного документального отображения движения ОС поможет не запутаться на последующих шагах проверки.
Аудит учета главных средств подразумевает проверку последующих моментов:

  • Корректность приобретения объектов ОС – нужно удостовериться в том, что в первоначальную цена вправду вписаны все издержки, связанные с его приобретением, доставкой, установкой, монтажными работами, подготовкой к запуску и эксплуатации.
  • Корректность начисления амортизации на объекты ОС – в этом случае нужно проверить, соответствует ли способ начисления амортизации тому, который указан в приказе об учетной политике предприятия, издаваемом каждый год сначала года. Также принципиально проверить, в срок ли начисляется амортизация, не проводится ли преднамеренно ускоренное начисление износа на объекты ОС с целью их предстоящей реализации по заранее заниженной стоимости.
  • Аудит выбытия главных средств – завершающий шаг проверки ОС. Данная проверка подразумевает выявление нарушений при списании объектов ОС и их продаже по остаточной цены. Данный пункт неразрывно связан с первыми 2-мя, ведь если была некорректно сформирована первичная цена либо ошибочно начислялась амортизация, то, естественно, остаточная цена будет сформирована ошибочно и объект ОС будет продан по, вероятнее всего, заниженной стоимости, что обернется недополученной выгодой для предприятия. Аудит учета главных средств полностью нужным предполагает анализ последних операций по продаже объектов ОС и выявление их правомерности и соответствия цен реализации.

Окончание проверки учета ОС завершается, как обычно, стандартно – составлением специального письма. В данном письме рассказывается о том, каким образом был проведен аудит учета главных средств, какие способы использовались для проверки, и какие результаты достигнуты. На основании данного отчета (заключения) управление компании может принимать свои последующие решения, осознавая реальную финансовую картину предприятия. Аудитор всегда несет полную ответственность за те данные, которые он представил в собственном отчете, другими словами его клиенты могут предъявить к нему претензии с целью компенсировать убытки в этом случае, если данные убытки были спровоцированы халатностью проверяющего. Обычно, таковой случай является фатальным для карьеры невезучего аудитора.