Неважно какая работа делается более отменно и отлично, если она соответствует определенным эталонам, выработанным в течении долгого времени под воздействием практического опыта. Аудит не является исключением – более того, трудно представить для себя сферу деятельности, в какой стандартизация была бы более нужна. В данной статье мы поведаем о том, что такое аудиторские эталоны, каких видов они бывают и как используются.

Бухгалтерский учет исторически и логически является первичным относительно аудита, что совсем разумно, ведь аудит – это проверка свойства ведения учета с целью выявления случайных или намеренных ошибок. Тогда уместно представить, что аудит перенимает некие соответствующие черты учета. Одной из важных таких черт является внедрение эталонов учета – особых документов, содержащих внутри себя правила и советы касательно ведения бухгалтерии. Эти эталоны были сформированы после 2-ой мировой войны, в период бурного развития интернациональных организаций. Разработкой и распространением этих документов занималась Интернациональная Федерация бухгалтеров. С практической точки зрения необходимость сотворения эталонов разъяснялась феноменом глобализации – экономики различных государств все плотнее связывались меж собой, образуя единый механизм мировой экономики. Потому унификация учета в различных странах значительно облегчала работу бухгалтеров и денежных аналитиков как отдельных компаний, так и контролирующих их органов, а более всего – быстро развивающихся межнациональных компаний. С началом развития аудиторской деятельности появилась необходимость в разработке таких документов, как аудиторские эталоны. Благодаря их принятию был выработан единый подход к проведению аудита, что снова же значительно облегчило жизнь как самим проверяющим, так и их клиентам.

Принципиально также направить внимание на то, как систематизируют аудиторские эталоны. Обычно, более пользующейся популярностью является систематизация по масштабам субъекта, принявшего тот либо другой эталон:

1) Международные аудиторские эталоны – принимаются Интернациональной Федерацией Бухгалтеров и регламентируют общие основания проведения аудита во всех странах, являющихся участниками МФБ.

2) Национальные эталоны аудита – принимаются правительствами отдельных государств и регламентируют формы и методы проведения аудита в согласовании с особенностями государственного законодательства и ведения учета. Если страна является участником МФБ, то ее национальные эталоны не могут противоречить интернациональным, а почти всегда являются полной копией глобальных эталонов.

3) Внутрифирменные аудиторские эталоны – действуют снутри одной компании, определяя ее корпоративную политику и «фирменный стиль» в проведении проверок. Если компания работает исключительно в одной стране, ее внутрифирменные эталоны не могут противоречить государственным, а если аудиторская компания является транснациональной компанией (как представители «Большой четверка» — Ernst & Young, Deloitte, KPMG и PricewaterhouseCoopers), то ее внутренние нормы должны соответствовать интернациональным эталонам.

Аудиторские эталоны являются собственного рода аннотацией по проведению аудита – в их верно расписаны процедуры, проводимые во время разных видов проверок, указаны нужные объемы выборок и допустимые значения существенности ошибок. Соблюдение эталонов гарантирует высококачественное выполнение работы по проверке состояния учета на предприятии, а означает – позволяет быть уверенными в том, что клиенты не предъявят аудитору претензии из-за убытков, причиненных вследствие нерадиво проведенной проверки.