Авиньонское пленение пап. Начало авиньонского пленения римских пап
Что такое авиньонское пленение пап? В какой период мировой истории происходили эти действия, что стало их предпосылкой и к чему все привело? Казалось бы, все понятно, но в то же время, как и в случае с хоть каким другим историческим событием, тут нет ни конкретного ответа на многие вопросы, ни правых, ни виновных. Но обо всем по порядку.
Авиньонское пленение пап. С чего все началось?
Во времена позднего средневековья, в 13-14-м веках, начинается централизация европейских стран. Франция тут не была исключением. В это время все горожане, даже духовенство, безоговорочно подчинялись королю.
Потому можно смело гласить о том, что в 13-14-м веках власть церкви начала слабеть, так как монархи стали более влиятельными, чем во времена феодальной раздробленности. Естественно, что в таких критериях повелитель Филипп IV заявляет войну исконному противнику — Великобритании. Но большая война — это огромные расходы. Потому, для того чтоб покрыть расходы на ведение военной компании, Филипп поднял налоги и обязал даже духовенство отдавать часть дохода в казну. Но это еще не все. Филипп сделал гигантскую ошибку — не согласовал этот вопрос с Отцом Римским. В ответ Папа выступил с жесткой критикой короля, также пригрозил, что будет отлучать от церкви тех, кто принудит духовенство платить налоги. Повелитель не остался в долгу и воспретил вывозить из страны драгоценности. В итоге Ватикан лишился средств, поступавших из Франции.
Изменение политики Папы как попытка ослабить напряжение в отношениях с монархом
В конце 13-го века Папа Бонифаций VIII несколько изменил позицию и разрешил духовенству добровольно платить налоги в согласовании с указом правительства. Но как у Папы появился новый источник дохода, критика короля возобновилась.
Начало компании за свержение Папы и ее результаты
Очень легко додуматься, что скоро началась кампания за свержение Папы, который был в итоге избит и погиб в собственной резиденции. Папа Бенедикт ХІ, взошедший следом на престол, был отравлен уже через 8 месяцев. Кардиналы через 11 месяцев выбрали Отцом Бертрана де Го. С сих пор Авиньон стал новейшей папской резиденцией. По необычному стечению событий он был разлюбезно пожалован владыкой. Отметим, что 1-ое, что сделал новый Папа, — возвратил Францию в лоно церкви.
Авиньонское пленение пап — период с 1309 по 1377 год, когда резиденция находилась не в Риме, а во Франции, в Авиньоне. Там папы ощущали себя намного спокойнее, чем в Риме, где то и дело происходили столкновения повсевременно враждующих меж собой аристократических родов Италии. К тому же папское правительство к тому времени уже практически начало распадаться.
Авиньонское пленение пап. Дата: 1309 г.
Не стоит осознавать термин «пленение» очень практически. Это было, быстрее, не авиньонское пленение пап римских в обыкновенном смысле, а изменение политики пап в пользу Франции. В доказательство этого гласит тот факт, что все папы того периода были французами, как и большая часть в коллегии кардиналов, а ведь конкретно коллегия кардиналов избирала пап. Многие кардиналы ранее служили при французском дворе. Во время Авиньонского пленения папы действовали в интересах короля и делали разные дипломатичные миссии.
Естественно, что в таких критериях политическое воздействие пап ослабло. Совместно с тем снутри церкви их власть заполучила вправду монархический нрав. Если ранее аббаты и епископы избирались, то сейчас — назначались отцом. Папство, на самом деле, контролировало все сферы жизни.
Авиньонское пленение — отражение общей тенденции ослабления церкви
Описанная выше ситуация стала отражением основного фактора, который определял историю во времена средних веков, а конкретно — борьбы пап и царей Священной Римской империи за главенство во всем христианском мире. Противоборство церкви и светских элит с переменным фуррором продолжалось несколько веков. Но все кардинально поменялось, когда на престол взошли Габсбурги. Они изменили направление и нрав имперской политики, сосредоточившись не на завоевании Италии, а на решении насущных заморочек в вопросе германских территорий.
На 1-ый взор, папам на данный момент предоставилась отменная возможность заняться конкретно укреплением собственного страны и собственной власти. Но на самом деле оказалось все по другому. После того как немецкая угроза была ликвидирована, Италию впитали анархия и хаос. Сейчас ничего не сдерживало городка и сословия, которые ранее должны были объединяться перед лицом наружного неприятеля. Меж собой вели войны даже примыкающие городка, не говоря уже о повсевременно враждующих кланах итальянской знати. Очень легко додуматься, что Рим в этом вопросе не был исключением. Более того, папы пару раз даже были обязаны удирать из Рима, боясь то бунтующих городских жителей, то войск примыкающего страны, то наемников агрессивных кланов.
Нескончаемый город стал просто небезопасен для жизни высших иерархов церковной церкви. Потому многие папы заместо Рима делали своими резиденциями Неаполь, Аквилы, Ананью и другие городка, боясь за свою жизнь. Начало авиньонского пленения римских пап как раз связано с переносом резиденции в Авиньон. Но обо всем по порядку. В таковой ситуации совершенно не умопомрачительно, что даже посреди кардиналов не было единства, а выборы становились истинной войной враждующих кланов. Новоизбранный Папа, естественно, старался окружить себя сторонниками — родственниками и друзьями, потому назначал их на руководящие должности. Проигравшим кланам приходилось несладко, потому что новоизбранный папа стремился поскорее расправиться с противниками. При всем при всем этом, в критериях хаоса Папа продолжал вести себя так, как будто он еще является главой церкви, стоящей выше монархов и правителей. Естественно, схожая политика могла привести только к обострению отношений с владыкой.
Ослабление папской власти
Пик противоборства, как было отмечено ранее, пришелся на время правления Филиппа Прекрасного, когда Папа Бонифаций VIII пошел на открытый конфликт с владыкой. В критериях ослабевшей власти Папы финал борьбы был предрешен. В ответ на опасность Папы предать короля анафеме, тот направил в папский дворец канцлера Гильома Ногарэ. За пару дней до проведения анафемы канцлер с соткой рыцарей ворвался во дворец Папы. Они стащили старика с трона, избивая и унижая его. Не вынеся подобного, Бонифаций VIII скончался, прокляв и Гильома Ногарэ, и Филиппа. Все же его преемник Бенедикт IX объявил боец, избивших старенького Папу, невиновными. Вышло конкретно то, о чем ранее и помыслить было нельзя, — Папа Римский был не просто избит, а избит по приказу короля-христианина. Это показало, что без поддержки светской власти Папа больше не может отлично делать функции главы церковной церкви.
Франция как союзник папства
В сложившейся ситуации Папа обратился к самому сильному правителю тех пор — к французскому королю. К тому же появилась необходимость избрать место для новейшей резиденции, где Папа мог бы управлять церковью, не боясь наружных и внутренних противников. При всем этом для большей безопасности резиденция должна находиться около французских границ, но ни при каких обстоятельствах не на французской местности.
Если не во Франции, то где делать резиденцию?
Безупречным вариантом был Авиньон в Провансе, потому происходящее и получило в истории заглавие «авиньонское пленение пап». В свое время Папа посодействовал неаполитанскому королю занять престол, потому формально находился не на местности агрессивного Италии страны, а во владениях собственного сюзерена.
Авиньонское пленение пап позволило им тихо управлять церковью, что пошло на пользу авторитету и власти пап и кардиналов. Переехав в Авиньон, папы тем сделали этот маленькой город столицей всего католического мира. Таким макаром, начало авиньонского пленения Пап Римских не было таким страшным событием, как могло показаться в самом начале.