Боярыня Морозова — легендарная личность. История жизни боярыни Морозовой
Сударыня Морозова является одной из обширно узнаваемых российских личностей, оставивших след в истории собственного страны. Эта дама стала воплощением бесстрашности и упрямства, это реальный боец за свои принципы и эталоны. Отношение к боярыне многозначное, для кого-либо она рядовая фанатичка, готовая пойти на погибель, только бы не отрешаться от собственных убеждений, у других она вызывает почтение собственной стойкостью и верностью принятой вере. Вроде бы там ни было, но это — знаменитая личность, а благодаря картине Сурикова держать в голове об истории Морозовой будет еще не одно поколение.
Происхождение сударыни Морозовой
Феодосия Прокопьевна родилась 21 мая 1632 года в Москве, ее отец — Соковнин Прокопий Федорович — был окольничим, состоял в схожих связях с первой супругой царя Алексея Михайловича, Марией Ильиничной. Будущая сударыня заходила в число придворных, сопровождавших королеву. В 17 лет Феодосия вышла замуж за Морозова Глеба Ивановича. Супруг был представителем авторитетного рода, состоял в схожих связях с семьей Романовых, под Москвой имел шикарную усадьбу Зюзино, приходился дядькой принцу и служил королевским спальником. Брат Глеба, Борис Иванович, был очень богат. Скончался он в 1662 году, а так как потомством он так и не обзавелся, то все перебежало наиблежайшему родственнику.
Достояние и воздействие сударыни
После погибели Глеба Ивановича состояние обоих братьев перебегает малолетнему Ивану Глебовичу, отпрыску Глеба и Феодосии, а фактическим распорядителем богатства становится его мама. История жизни сударыни Морозовой очень увлекательна, поэтому как эта дама имела собственные взоры на жизнь. Феодосия Прокопьевна занимала место верховой сударыни, обладала огромным воздействием, была приближенной к царю. Ее богатству можно было только позавидовать: сударыня имела несколько усадеб, но поселилась она в селе Зюзино, где обустроила собственный дом по западному эталону. На то время это была самая шикарная усадьба.
Сударыня Морозова распоряжалась восемью (!) тыщами крепостных фермеров, исключительно в ее доме жило около 300 прислуг. У Феодосии была роскошная карета, увенчанная серебром и мозаикой, она нередко совершала прогулки, запрягая в собственный экипаж 6, а то и двенадцать лошадок с гремящими цепями. Во время поездок сударыню аккомпанировали около 100 рабов и рабынь, охраняя ее от нападений. По тем временам Морозова числилась чуть не самым богатым человеком в Москве.
Сторонница старообрядческой веры
Сударыня Морозова являлась ярой сторонницей старенькой веры. Она всегда благорасположенно относилась к нищим и юродивым, подавала им милостыню. Не считая того, в ее доме нередко собирались приверженцы старообрядчества, чтоб помолиться по древнерусским канонам у старообрядческих икон. Дама тесновато общалась с протопопом Аввакумом, апологетом старенькой веры, не принимала реформ патриарха Никона.
Она носила власяницу, чтобы таким макаром «усмирить плоть». Но все таки Аввакум был недоволен Морозовой, призывал ее выколоть для себя глаза, как это сделала Мастридия, чтоб уберечь себя от любовных соблазнов. Также протопоп упрекал сударыню в малозначительных милостынях, ведь при ее состоянии она могла бы облагодетельствовать намного большее количество нуждающихся. Не считая того, Феодосия, хоть и была верна старенькой вере, посещала церковь нового ритуала, что вызывало к ней недоверие со стороны староверов.
Неповиновение Морозовой
Правитель знал об убеждениях верховой сударыни, и такое поведение ему совсем не нравилось. Феодосия всячески избегала церковных и светских мероприятий, она даже не присутствовала на свадьбе Алексея Михайловича, сказав, что очень больна. Правитель всячески пробовал повлиять на супротивную сударыню, подсылал к ней ее родственников, чтоб те надоумили даму и уверили принять новейшую веру, но все было напрасно: Морозова стояла на собственном. Немногие знали, как звали сударыню Морозову после пострига у старообрядцев. Дама потаенно приняла его и получила новое имя – Феодора, доказав собственному окружению, что остается верна старенькой вере.
Королева Мария Ильинична длительное время сдерживала гнев царя, ну и высочайшее положение сударыни не позволяло вот так просто наказать ее, но терпению Алексея Михайловича подходил конец. Вечерком 16 ноября 1671 года к Морозовой пришел архимандрит Иоаким с думным дьяком Илларионом. В доме была и сестра сударыни княгиня Урусова. Чтоб показать свое непочтительное отношение к гостям, Феодосия и Евдокия легли в кровать и лежа отвечали на вопросы пришедших. После допроса дам заковали в оковы, оставив под домашним арестом. Через два денька Морозову перевезли поначалу в Чудов, а позже в Псково-Печерский монастырь.
После заточения сударыни скончался ее единственный отпрыск Иван, двоих братьев сослали, а все имущество перебежало в королевскую казну. Морозову кропотливо охраняли, но все таки она получала от сочувствующих ей людей одежку и пищу, протопоп Аввакум писал ей письма, а один из священников старенькой веры причастил злосчастную даму.
Наказание царя
Сударыня Морозова, княгиня Урусова и Мария Данилова (супруга стрелецкого полковника) в конце 1674 года были переведены в Ямской двор. Пытками на дыбе дам пробовали уверить принять новейшую веру и отрешиться от собственных убеждений, но те были неколебимы. Их уже собирались спалить на костре, но такому кощунству помешала царевна Ира Михайловна, сестра царя и заступница бояр. Алексей Михайлович отдал приказ сестер Евдокию и Феодосию сослать в Пафнутьево-Боровский монастырь и заточить в земельную кутузку.
Кончина сударыни
В июне 1675 года в срубе были сожжены 14 слуг сударыни, поддерживавшие старенькую веру. 11 сентября 1675 года от голода скончалась княгиня Урусова, Морозова тоже предугадала свою скорую кончину. Незадолго до погибели она попросила стражников постирать в реке рубашку, чтоб умереть в незапятанной одежке. От полного истощения Феодосия скончалась 2 ноября 1675 года.
Тема картины Сурикова
В 1887 году, после 15-й передвижной выставки для Третьяковской галереи, за 25 тыщ рублей была куплена работа превосходного художника «Сударыня Морозова». Картина Сурикова представляет собой холст размером 304х587,5 см, написана она маслом. На сегодня это один из наибольших экспонатов галереи. Картина издалека притягивает к для себя внимание зрителей, завораживает яркостью красок, живой силой образов и пространственностью. Василий Иванович за базу взял тему церковного раскола XVII века. Живописец желал показать нелегкую жизнь и глубокую веру российского народа. Он смог передать весь трагизм ситуации: основная героиня унижена, растоптана, но не подломлена,; Морозова обречена на погибель, но все таки представляется в победоносном виде.
Энтузиазм Сурикова к судьбе сударыни
Биография сударыни Морозовой заинтриговала Василия Ивановича по той причине, что сам он родом из Сибири, а ведь этот край славился множеством старообрядцев. Сибиряки положительно относились к старенькой вере, поэтому в этом регионе обширное распространение получили рукописные «жития», принадлежавшие старообрядческим страдальцам, пострадавшим от рук представителей новейшей веры. По неким данным, с «Повестью о боярыне Морозовой» Сурикова познакомила его крестная мама. По всей видимости, живописец был впечатлен силой воли сударыни, потому решил оживить память о ней, изобразив на большущем холсте эпизод, где Морозову везут в темницу.
Образы основных персонажей картины
При взоре на полотно сначала в глаза кидается центральный персонаж – сударыня Морозова. Описание картины гласит о том, что живописец длительное время определялся с портретными этюдами, он отрисовывал их по отдельности, а позже собирал воедино. Протопоп Аввакум обрисовал Феодосию, как худенькую даму с бегающим, моментальным взором, и Суриков длительно не мог отыскать схожее лицо – фанатичное, бескровное, измученное, но гордое и непоколебимое. В конце концов, Морозову он срисовал со старообрядки, которая повстречалась Василию Ивановичу около Рогожского кладбища.
Столичный бедняк, торгующий огурцами, стал макетом юродивого, а вот образ странника – это сам создатель. «Сударыня Морозова» — это картина, насыщенная «цветовыми симфониями». Суриков огромное значение присваивал колерам, делал так, чтоб они казались естественными. Живописец длительно следил за снегом, улавливая все его переливы, смотрел, как прохладный воздух повлияет на цвет лица. Вот поэтому его персонажи кажутся живыми. Чтоб придать картине чувство движения, Суриков пририсовал к саням бегущего мальчугана.
Оценка работы художника
История картины «Сударыня Морозова» очень необыкновенна хотя бы поэтому, что эта работа вызвала противоречивые оценки и звучные споры критиков во время передвижной выставки. Кому-то нравится творчество Сурикова, кому-то – нет, но все сошлись во мировоззрении, что данное творение ему удалось на славу. Некие критики ассоциировали полотно с пестрым персидским ковром, так как калоритные краски так и рябили в очах, академисты обсуждали разные огрехи картины, такие как некорректные положения рук и т. д. Но все таки, самые известные и непоколебимые критики при детализированном исследовании рисунка должны были признать – это вправду шедевр.
До Василия Сурикова никто из живописцев так ярко и непредвзято не изображал людей допетровской эры. В центре полотна – бледноватая, измученная духовными муками, изголодавшая от долгого поста дама, вокруг нее расположились неловкие, грубоватые люди в шубах, торлопах, телогреях. Масса разделилась на две части, одна соболезнует боярыне, другая – глумится над ее неудачой. Сурикову удалось воскресить собственных персонажей. Зритель, стоящий около полотна, ощущает себя в этой массе и вроде бы переносится во времени на несколько веков вспять.
Василий Иванович близко к реальности изобразил событие, имевшее место в истории Рф. Его работа побудила людей не только лишь выяснить о судьбе сударыни Морозовой, да и задуматься над ее поступком. Кто-то принимает ее как фанатичку, кто-то восторгается ее несгибаемостью и верностью принципам. Во время возникновения картины люди ассоциировали героиню с народниками и Стенькой Разиным. Это гласит только о том, что «сударыни Морозовы» есть в каждой эре, всегда найдутся люди, верные своим убеждениям.