Бунин, Митина любовь: краткое содержание по главам и анализ
Повесть И. А. Бунина «Митина любовь» вызвала противоречивые оценки современников писателя. Описание переживаний человека, встретившего свою первую любовь и невозвратно ее потерявшего, кто-то воспринял как откровение, а кто-то — как хронику растущего и не находящего выхода вожделения. Читатель свободен сам дать оценку повести «Митина любовь». Короткое содержание и анализ этого произведения будут изложены в данной статье.
Главные герои
Фактически вполне из описания внутренних переживаний головного героя и перекликающихся с ними картин природы состоит сюжет повести «Митина любовь». Короткое содержание по главам в этом случае передать будет довольно трудно. Потому начнем с свойства основных героев повести. Митя — это высочайший худощавый парень с темными, вечно немного расширенными «византийскими» очами. Он находится в том возрасте, когда детские черты все еще проскакивают, хотя и мужское начало, пусть и неуверенно, начинает заявлять о для себя. Митя все делает с мальчишеской неловкостью. В родной деревне его именуют «борзым». Его любовь, Катя, — прелестное существо маленького роста с милым хорошим лицом и манерами, в каких женственность также еще мешается с детской непосредственностью. Женщина посещает личную театральную студию и грезит стать актрисой. Ее чувства к Мите неглубоки, но искренни. Но липовый мир богемы тянет Катеньку с неодолимой силой.
Главные темы произведения
Повествование о погибели и жизни студента обхватывает период с декабря (время знакомства с Катей) до середины лета. О прошедшем Мити читатель может выяснить только из обрывочных мемуаров героя. Комплексная любовь и погибель — вот две главные темы, которые подымаются в повести. Бунин обрисовал самое мучительное и красивое время в жизни юноши, закончившееся его внезапным самоубийством. Чувства юного человека — основной мотив произведения. Писатель излагает подробный психический анализ. Митина любовь — это самостоятельный «герой» повести. Она родилась фактически вкупе с ним. 1-ые неясные чувства парень испытал еще в младенчестве к ухаживающей за ним няньке. Потом последовала вереница мимолетных увлечений прелестными дамами различного возраста. Желание к милой гимназистке, живущей по соседству, длилось чуток подольше. Потом были головокружительные чувства на школьных балах. В студенчестве Митя повстречал Катю и в ее лице обрел вещественное воплощение собственных неясных грез. Для головного героя любовь — это смысл существования. Не случаем жизнь Мити оказалась таковой недлинной. Она оборвалась вкупе с утраченной надеждой на обоюдные чувства.
Влюбленные в Москве
9 марта — это последний денек, когда Митя ощущал себя счастливым в Москве. Тогда Катя сказала ему, что любит его, невзирая на юношескую неловкость, но отдала осознать, что никогда не оставит ради него искусство. Это задело парня, питающего стойкое омерзение к артистичной богеме, окружавшей возлюбленную. Митя познакомился с Катей в декабре. И практически сходу был покорен ею. Январь и февраль прошли для него в «дурмане поцелуев» и вихре непередаваемого счастья. Но уже тогда появились предвестники духовного разлада Мити. Ему начинало казаться, что есть две Кати: одна — та, которую он напористо вожделел, другая — «подлинная и обычная», никак не схожая на первую. Сначала весны парень в первый раз начинает ощущать внутреннюю невнимательность возлюбленной. Конкретно в это время Митя чувствует болезненные уколы ревности. Это чувство фактически поменяло ему любовь. Они с Катей были в довольно близких отношениях, но еще не переступили грань допустимого. Все, что казалось Мите воплощением красоты и целомудрия, преобразовывалось для него в мерзкое бесстыдство, когда он представляет на собственном месте другого человека.
Денек экзамена
Это главный момент в повести «Митина любовь». Бунин показывает тут свое отношение к декадентскому искусству. Как и в почти всех других произведениях писателя, важные действия в жизни героев происходят во время Величавого Поста. Для головного героя сей день стал доказательством его мучительных подозрений. В белоснежном платьице, как будто жена, что еще раз подчеркивает двусмысленность ситуации, Катя декламирует стихотворение «Женщина пела в церковном хоре». Она делает это, по воззрению Мити, фальшиво и натянуто (не гласит, а повсевременно восклицает). Директор школы — «самодовольный актер с бесстрастными и грустными очами»- только для виду делает Кате замечания тихим, но слышным на весь зал голосом. Он ведет себя так, как будто имеет особенные права на даму. Этот человек известен тем, что раз в год совращает одну из собственных учениц и увозит ее с собой на море. Муки ревности становятся для Мити невыносимыми. В тот денек он очень ссорится с возлюбленной. На упрек девицы, что он любит ее тело, а не душу, юноша не знает, что ответить. Митя не может найти, что конкретно доводит его в Кате до полуобморочного состояния, знает только, что это чувство поглощает его на сто процентов.
Отъезд Мити
После экзаменов Катя совсем поменялась. Они повсевременно опаздывала и уменьшала свидания. Ее страсть казалась притворной. Юноша повсевременно истязал себя и даму различными подозрениями и в конце концов решил уехать. Катя сходу сделалась внимательнее, а в один прекрасный момент даже зарыдала. Митя как и раньше стал засиживаться у нее на Кисловке до 2-ух ночи. Женщина сделалась ласковой и рачительной, даже посодействовала ему избрать дорожные ремни, как будто была уже его женой. Влюбленные условились повстречаться летом в Крыму, в Мисхоре. Невзирая на скорую разлуку, Митя ощущал себя практически счастливым. Перед отъездом к нему заглянул знакомый, студент Протасов. Он именовал Митю «Вертером из Тамбова» и заявил, что свет на Кате клином не сошелся. Товарищ пожелал влюбленному в пылу духовных мук «не свернуть для себя шейку». До выхода из дома Митя слышит песню «Азра», рассказывающую о любви и погибели. Она как будто предсказывает действия, которые скоро произойдут с ним.
Прощание
Митя прощается с Катей на платформе перед поездом. Она приехала ранее него и ожидала, сияя красотой и свежестью посреди отвратительной и большой толпы. На прощание парень припал к перчатке любимой. Ее запах аккомпанировал его всю дорогу. Это очень принципиальный момент в повести «Митина любовь». Бунин тут следует законам мелодической композиции и переплетает меж собой обратные лейтмотивы: запах любви (перчатки) сопровождается в произведении запахом погибели (Митя вспомнил «ужасный, отвратительный, сладковатый» дух, который витал в его родном доме после погибели отца).
Томление плоти
В родной деревне парень будто бы освобождается от мучающих его подозрений. Но здесь же возникает новенькая тема в повести «Митина любовь». Это мотив любви, лишенной духовной составляющей. По мере того, как Митя отдаляется от Кати, его начинает обхватывать незапятнанное вожделение. Он очарован моющей окно поденщицей из деревни, горничной Парашей, девками Сонькой и Глашей, которые работают в саду и заигрывают с ним. По Бунину, тема деревни, близости к земле, почве, естественной природе связана с томлением и эмоциональностью. Потому все обитатели селения, так либо по другому, учавствуют в совращении головного героя повести «Митина любовь». Короткое содержание и анализ произведения свидетельствуют об этом.
Тоска по возлюбленной
Единственным средством борьбы с плотским искушением является чувство к Кате. Мама Мити — Ольга Петровна — всегда занята хозяйством. Брат Костя и сестренка Аня еще не приехали из гимназии. Студент поглощен идеями о возлюбленной. Он пишет ей пылкие послания, рассматривает ее фото. Но Катя, вопреки обещаниям, пишет очень изредка. Краса и красота каждого нового летнего денька кажутся Мите глупыми без любимой. Он вспоминает их знакомство, зиму, концерт. Сейчас даже о ленте Кати, спрятанной в шкафу, он задумывается с содроганием. Митя раз в день ездит на почту, чтоб ускорить получение письма. В один прекрасный момент он решает про себя, что если через неделю не получит весточку от возлюбленной — застрелится. В разлуке с Катей все посильнее и одержимее становится Митина любовь. Короткое содержание бунинской повести в настолько сокращенном варианте не может передать всю силу отчаянья, которое обуяло юным человеком.
Искушение
Конкретно тогда, когда парень совершенно пал духом, предводитель предлагает ему развлечься за маленькое вознаграждение. Поначалу Митя отрешается. Везде — в окружающей красе природы, снах, мечтах — ему мерещится возлюбленная. Ее нет исключительно в действительности. Когда предводитель озвучивает свое предложение вновь, студент в один момент соглашается. Сводник предлагает Мите Аленку. Мужчина охарактеризовывает ее как бабенку ядовитую, молоденькую и… замужнюю. Ее супруг трудится на шахтах, сама Аленка тоже не прочь подзаработать. Парень приглядывается к девице и находит в ней много общего с Катей. Она тоже невелика ростом, подвижна, в ней также находится «женское, смешанное с кое-чем детским». Юноша лицезреет молодку, когда она проходит мимо него, «виляя задом», по пути в Храм. Он соображает, что глядеть на даму в церкви нельзя. Юношу еще способно приостановить чувство греха. Но удержаться от неосмотрительного шага он все таки не может. Повесть «Митина любовь», короткое содержание, анализ которой излагаются в этой статье, показывает нам пример замены воображаемого объекта вожделения реальным. Но чем завершится эта отчаянная попытка самозабвения? Об этом речь впереди.
Грехопадение
«Митина любовь» — это повесть о том, до чего может довести отчаянье молоденькую неокрепшую душу. На последующий вечер предводитель привозит Митю в гости к свекру Аленки, у которого она проживает. Пока мужчины ведут беседу, парень встречает даму в лесу и договаривается с ней о свидании в шалаше. Ночкой Мите грезится, что он висит над большой, слабо освещенной пропастью. Весь последующий денек парня преследуют приметы погибели: то ему мерещится, что в его доме «жутко пусто», то ясно видится в темнеющем небе Антарес (светило из созвездия Скорпиона) и т. п. Вечерком он приходит к шалашу. Через некое время возникает и Аленка. Юноша сует ей помятую пятирублевку. Его обхватывает ужасное телесное желание, не обремененное никакими духовными муками. Но произошедшее поразило Митю собственной повседневностью и приземленностью. Никакого чуда не вышло. Мировоззрение создателя о том, что телесное томление, не одухотворенное любовью, приводит человека к моральному краху, показывается в повести «Митина любовь». Короткое содержание бунинской повести приближается к собственному логическому окончанию.
Катастрофический конец
На той же неделе, в субботу, весь денек моросит дождик. Митя бродит в слезах по саду и всегда перечитывает приобретенное намедни письмо от Кати. В нем женщина докладывает, что уезжает в Крым с директором. К вечеру сильный гром загоняет Митю в дом. Он влезает в свою комнату через окно, закрывается изнутри наглухо и в полусне лицезреет в длинноватом коридоре молоденькую няньку, несущую в руках малыша с белоснежным и огромным лицом. Так ворачиваются к юноше мемуары дальнего юношества. Нянька в один момент оказывается Катей. Женщина прячет малыша в ящик комода. В комнату заходит бритый мужик в смокинге. Это директор, с которым Мите изменила возлюбленная. Парню мерещится, что он лицезреет, как женщина отдается этому ненавистному человеку. Парень внезапно приходит в себя. Чувство нестерпимой боли пронзает все его существо. Митя осознает, что возврата к тому, что было «подобно раю», не будет никогда. Он вынимает из ящика пистолет и, «отрадно вздохнув», с удовольствием себя убивает. Такой грустный конец повести «Митина любовь». Короткое содержание этого произведения поможет составить только отдаленное представление о его подлинной художественной ценности.
Оценки повести
Р. М. Рильке так охарактеризовал главную причину катастрофы, изложенной в повести «Митина любовь». Содержание произведения — это история юного человека, потерявшего способность ожидать будущего развития событий в силу нестерпимых событий, в которые попал. Он просто не веровал, что за страданиями, выпавшими на его голову, может последовать что-то другое, более светлое и положительное. Пожалуй, это самая чуткая оценка произведения «Митина любовь». Короткое описание событий и героев катастрофы не может передать всей психической точности, с которой Бунин обрисовывает приближение непредотвратимого конца.
Как уже говорилось выше, повесть удостоилась самых различных оценок. З. Гиппиус поставила это произведение в одни ряд со «Страданиями молодого Вертера», но увидела в переживаниях головного героя только «гримасничающее Вожделение с белоснежными очами». М. В. Карамзина (поэтесса) охарактеризовала «таинство любви» в произведении Будина как «волшебство благодатное». В собственной статье «Заметки о Толстом. Бунин и Толстой» Р. М. Бицилли предлагает собственный свой анализ. «Митина любовь» в интерпретации критика перекликается с неоконченной повестью «Бес» Л. Н. Толстого.
Макет головного героя
Бунин утверждал, что пользовался историей «падения» родного племянника. Именует фамилию макета — В. Н. Муромцева-Бунина. Она свидетельствует, что в повести идет речь о несчастном романе Пушешникова Николая Алексеевича, близкого родственника писателя. В. Яновский в собственных воспоминаниях «Поля Елисейские» гласит, что главный герой повести списан с реального человека. В. Набоков в письме к Шаховской показывает, что Бунин писал повесть, воодушевленный образом Миши Шаховского. Но в действительности парень сумел удержать себя от рокового шага. Он постригся в монахи и потом стал выдающимся иереем.
Заключение
Вот таковой сложный, волнующей и катастрофической является повесть «Митина любовь». Короткое содержание по главам дает более полное представление об этой истории. Динамика переживаний Мити, его тоска и боль в контрастном сочетании с великолепием окружающей природы, поражает воображение читателя. Безотступно советуем прочесть это произведение в оригинале.