Церковный праздник 12 Февраля
Церковные празднички в Феврале
Собор 3-х святителей: ВАСИЛИЯ Величавого, Григория БОГОСЛОВА И ИОАННА Златоуста — 12 Февраля
Из жизнеописания 3-х Вселенских учителей и святителей Василия Величавого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, также из истории христианской Церкви, мы знаем, что они жили и подвизались в IV веке. Конкретно в этот период Церковь вступила в особенные, подходящие для нее условия. В 313 г. правитель Константин Величавый издает эдикт, позволяющий христианам свободно исповедывать свою веру. Завершились жуткие гонения, которые в течение 3-х веков от Рождества Христова перетерпела Святая Церковь. Вправду, казалось бы, пришло подходящее время – открытые, всеобщие гонения закончились (хотя понятно, что длительно еще в неких местах они длилось).
Но, когда наружный неприятель отступил, появились неприятели внутренние, которыми явились разные лжи и расколы. Уже в самом начале IV века александрийский священник Арий нечестиво стал учить о Господе Иисусе Христе не как о Отпрыску Божием, 2-ой Ипостаси Святой Живоначальной Троицы, о Божественном Логосе, как о человеке, хотя и выдающемся и имеющим особенные дарования от Бога. В это время появились и ложь Апполинария, и Македония, и многие другие. И вот тогда на церковном небосводе были явлены величайшие учители и заступники Церкви – Василий Величавый, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст.
Святители Василий и Григорий родились в один и тот же год – в 329 г. Святитель Иоанн Златоуст родился чуток позднее – в 347 г. Родиной этих святителей была Малая Азия: Василий Величавый родился в Неокесарии Каппадокийской, Григорий Богослов – в г. Назианзе -это “2-ая” либо “молодая” Каппадокия, а Иоанн Златоуст родился в Антиохии. Броско, что предки всех 3-х святителей были очень благочестивыми. В семье Василия Величавого было 10 малышей, 5 из которых причислены к лику святых: сам святитель Василий, его старшая сестра преподобная Макрина, брат Григорий, епископ Нисский, брат Петр, епископ Севастийский, младшая сестра праведная Феозва. К лику святых причислена так же и мама святителя праведная Емилия. А отец святителя Григория Богослова, невзирая на то, что поначалу был язычник, по молитвам супруги -праведной Нонны, не только лишь принял христианство, да и стал епископом. Григорий Богослов был отпрыском обета, так как у этой благочестивой четы длительное время не было малышей, и Нонна, которая так же причислена к лику святых, молясь Богу о даровании ей малыша, обещала, что посвятит его на служение Богу. И мама святителя Иоанна Златоуста – благочестивая Анфуса, оставшись вдовой в юном возрасте, всю жизнь предназначила на воспитание собственного отпрыска. Смотрите так – же все церковные празднички в феврале и удачный календарь, где все церковные праздники распределены по месяцам. Комфортно смотреть какой сейчас церковный праздничек 12 Февраля.
Очень рано и Василий Величавый, и Григорий Богослов, ну и святитель Иоанн Златоуст принимают подвиг отшельничества, удаляясь в пустыню. И едва возникновение разных ересей побуждают их бросить отшельнический подвиг и выйти из пустыни для того, чтоб собственной проповедью, своим словом защитить Церковь от нестроений. Типично и то, что все эти три святителя, считая себя недостойными, уклонялись от принятия высочайшего сана епископа: и Василий Величавый, и Григорий Богослов, а святитель Иоанн Златоуст даже не желал рукополагаться во пресвитера. Но, все же, хотя все три святителя и уклонялись от принятия высочайшего сана, они подчинились воле Божией. И “столпу пламенному” – Василию Величавому, и “слову, что бысть языку сладость и слуху всякому услаждение” – Григорию Богослову и “стяжателю духовных дарований” – Иоанну Златоусту, было уготовано от Бога высочайшее и ответственное служение Церкви Христовой в сане епископа.
В 370 г. святитель Василий становится архиепископом Кесарии Каппадокийской. Его служение в этом сане отмечалось строгостью и бескомпромиссностью. Муниципальная власть, покровительствующая еретикам, пробовала сломить Василия Величавого ужасом разорения, изгнания, пыток и погибели. Святитель бесстрашно выдержал этот напор. Вот его слова, которыми он отвечал исполнителю воли Валента – императора-арианина – правителю Каппадокии Модесту: “Если ты отнимешь у меня имение, то и себя не обогатишь, и меня не сделаешь нищим. (У святителя, не считая его облачения и книжек более ничего не было). Ссылки нет для меня, так как я не связан местом – всюду место Божие. А мучения, что в состоянии сделать мне? Я так слаб, что разве 1-ый удар для меня будет чувствительным. Погибель же для меня – благодеяние. Она быстрее приведет меня к Богу, для Которого живу и тружусь, и к Которому издавна я стремлюсь”. Чуток позднее, в 379 г., святитель Григорий был призван в Константинополь на кафедру Вселенской Церкви. Это было очень сложное время – практически через два года, в 381 г., состоится II Вселенский Собор, который осудит нового ересиарха, злочестиво учившего о Духе Святом. Но еще не умерло и арианство. Его проповедь, его глубинные проникания в тайну Святой Троицы завлекли к нему очень многих людей, которые отрешались от собственных заблуждении и проникались глубочайшей любовью к святителю.
Земная жизнь святителей была недолговременной. Святитель Василий погиб в 49 лет, казалось бы, – самый рассвет жизни. Святитель Григорий Богослов, как и святитель Иоанн Златоуст, ушли из этой жизни в 60-летнем возрасте. По человечьим меркам, не так много они прожили на земле, все же, Святая Церковь называет их Вселенскими святителями и учителями. Невольно может появиться вопрос: “Почему Вселенские учители?” А поэтому, что их труд приносил и приносит пользу не только лишь той местной Церкви, в какой они подвизались, и не только лишь тому народу, который они окормляли, и не только лишь в том времени, в каком они жили. Их труды, их учения, их слова поучения относятся и к нам.
Уже в 1084 г. при императоре Алексии Комнине в Константинополе разразился ужасный спор. Некие превозносили Василия Величавого, другие гласили о величайшей святости Григория Богослова, третьи в особенности почитали Иоанна Златоуста как учителя и проповедника покаяния. И появились группировки, подобные тем, которые имели и имеют, к огорчению, место и до настоящего времени в наших храмах. Одни стали именовать себя “василианами”, другие – “григорианами”, третьи – “иоаннитами”. Тогда и Евхаитскому митрополиту Иоанну в видении явились три святителя и произнесли, что они равны пред Богом, и как неразумно поступают христиане, которые враждуют меж собой, стараясь выделить кого-либо из их. Святители повелели митрополиту установить особенный денек для общего их прославления, и мы знаем, что этим деньком вот уже в протяжении 900 лет является 30-й денек января по старенькому стилю.
Специально для “Увлекательный веб-сайт – полезные советы” — http://tipsboard.ru