Церковные празднички в Апреле

Денек памяти священномученика Пуда, Моздокской иконы божией мамы и Дубенской (Красногорской) иконы божией мамы. Преполовение пятидесятницы. — 28 Апреля

Святой апостол Пуд был из числа 70-ти апостолов, которых Господь Иисус Христос послал перед Собою с Евангельским благовестием.
Апостол Пуд упоминается во 2-м послании апостола Павла к Тимофею. Он занимал высочайшее положение члена Римского сената. В собственном доме святой воспринимал первоверховных апостолов, собирал верующих христиан. Дом его был обращен в церковь, получившую заглавие «Пастырской». В ней, по преданию, священнодействовал сам святой апостол Павел. Апостол принял страдальческую кончину в Риме при императоре Нероне (54-68 гг.), сразу со св. апостолом Павлом, Аристархом и Трофимом.


Моздокская икона Божией Мамы.

Моздокская икона Божией Мамы, перечень с афонской Иверской иконы, была в XIII веке прислана святой царицей Тамарой в дар новопросвещенным христианам осетинского аула Марьям-Каду. В 1768 году эта икона явила знамение на берегу Терека, неподалеку от Моздока. Епископ Гаий выстроил для иконы часовню. В 1796 – 1797 годах на месте часовни был выстроен храм в честь Успения Пресвятой Богородицы, при котором скоро была базирована женская обитель (упраздненная совместно с самой Моздокской епархией в 1799 году). В конце XIX века обитатели Моздока выстроили в честь Моздокской Иверской иконы Божией Мамы величавый храм. Матерь Божия не один раз оказывала скорую помощь верующим через эту свою икону.


Дубенско-Корасногорская икона божией мамы.

В Свято-Покровском Красногорском женском монастыре (Черкасская область, Украина) хранится икона Пресвятой Богородицы, называемая «Дубенской».
Еще до начала XVII века (времени основания обители) тут основался для пустынного монашеского жития, как повествует предание, некоторый инок-отшельник, выходец из Константинополя, поселившийся в этих местах по велению явившейся ему в видении Божией Мамы.
Иконой, перед которой молился подвижник, стало вырезанное им на коре дерева изображение вида Божией Мамы «Корецкой», позднее покрытое красками и облаченное в ризу. После разорения монастыря икона безо всяких следов пропала.
Скоро в этой же местности на дубе явилась другая икона Пресвятой Богородицы, получившая наименование «Дубенской». Она до сего времени является главной святыней Красногорской обители.


Преполовение пятидесятницы.

В среду 4-ой седмицы по Пасхе празднуется Преполовение Пятидесятницы, т.е половина времени от Пасхи до Пятидесятницы. В сей день вспоминается то событие из земной жизни Спасателя, когда Он в преполовение праздничка Кущей учил в храме о Собственном Божественном посланничестве и загадочной воде, под которой предполагается благодатное учение Христово и благодатные дары Святого Духа.
Преполовение Пятидесятницы относится к старым христианским праздничкам. Уже во времена свт. Иоанна Златоуста он является имеющимся и установленным св. Церковью. В V в. – св. Анатолий Константинопольский, в VII в. – преп. Андрей Критский, в VIII в. – св. Иоанн Дамаскин, в IX в. – преп. Феофан Духовник воспели Преполовение в духовных песнях, которыми и сейчас Церковь восхваливает Господа: “Просветившеся братие Воскресением Спаса Христа, и достигше преполовения праздничка Владычия, преискренно сохраним заповеди Божия, да достойни будем и Вознесение праздновати, и пришествие Святого Духа”.

НАРОДНЫЙ КАЛЕНДАРЬ 28 апреля – ПУДОВ Денек

Пчельники на сей день осматривают пасеки и омшаники. Когда бывает ранешняя весна, то они вынимают ульи.

На денек святого Пуда вынимай пчел из-под спуда.

На Пуда калины и рябины почки распускают. Из их в старину готовили лечебные настои.

Рябина, по воззрению народа, обладала способностью лечить от зубной боли. Так, когда болели зубы, было надо подойти к рябине и погрызть ее пару раз, приговаривая: «Рябина, рябина, вылечи мои зубы, а не вылечишь — всю тебя изгрызу».

На рябину делали и другой комплот. Подходили к дереву и гласили:

Пантелеймон святой, Исцелитель зубной, Исцели раба (имя) от зуба. Оставь язык да губки, Повывали все зубы, А железы вставь. Аминь.

После комплота плодов с этой рябины было уже есть нельзя, в неприятном случае сила комплота исчезала.
Для избавления от зубной боли прогуливались также к рябине три утренних зори подряди гласили: «Рябина, рябина, возьми собственный зубную болезнь, с этого момента и до веку не буду тебя есть».