Чем опасны гендерные стереотипы
Люди естественным образом отличаются друг от друга – у их бывает различный цвет кожи и волос, они принадлежат к различным народам и молвят на различных языках, но самыми колоритными и бросающимися в глаза отличиями являются отличия по половым признакам – обычная разница меж мужиками и дамами. Различия эти оказывают влияние на нашу жизнь и наши представления о должном. Но даже половые, био различия являются всего только фундаментом других, создаваемых культурой и обществом рамок, норм и эталонов. Эти эталоны – половые стереотипы — получают устойчивый вид в качестве принятых убеждений в том, как должны себя вести и какими должны быть мужчины и дамы.
Подобные представления есть в каждом обществе, но зависимо от типа общества, исторического периода либо географической местности, закоренелые представления о том, какова соц роль и назначение «реальных» парней и дам, очень меняются. Принятые устойчивые представления в каком-либо определенном обществе о должном «женском» и «мужском» поведении, их назначении, соц ролях и деятельности, определяются социокультурной средой и, соответственно, подвержены изменениям. Хотя наши различия могут и помогать, и мешать нам жить, половые стереотипы в большинстве случаев мешают развитию личности, так как сформировывают половые ожидания, по которым другие люди судят о нас и нашем поведении и диктуют нам, что мы должны и не должны делать, чтоб этим ожиданиям соответствовать.
Людская культура исторически складывалась так, что различия меж полами игрались огромную роль, чем различия личные. Более того, в публичном сознании и психологии закреплялись установки, когда определенные обобщенные черты и свойства, присущие определенной части парней и дам (не непременно большей) распространялись на весь дамский либо мужской пол. Так формируется гендерный стереотип, который переносит био черты на поведенческие особенности и социальные нормы у парней и дам, также отношения меж ними, и закрепляет эти особенности в качестве неотклонимых. К примеру, если половые различия диктуют такие формы поведения, что дамы могут подкармливать грудью либо рождать, а мужчины могут зачинать малыша, то эти признаки, вследствие психической стереотипизации, переносятся и на соц поведение. Большая часть узнаваемых философов Старого мира утверждали половые стереотипы, говоря о том, что мужское начало – это нечто деятельное, инициативное, логическое, доминирующее, а женское – пассивное, страдательное, принимающее, интуитивное.
Такие представления определили обычное восприятие соц ролей парней как смелых, сильных, брутальных, честолюбивых, разумных, а дам, как чувственных, слабеньких, преданных, неспособных к глубочайшим размышлениям. Этот дисбаланс, нередко выдаваемый за природное равновесие полов, по сути порождает гендерное неравенство. Сначала, дамы числились неспособными к оптимальному мышлению, управлению и расчету, чуждыми науке и порядку, также всему, что связано с самоконтролем. Во-2-х, эти убеждения оправдывают дисбаланс власти, подчиняющий даму мужчине, как в семье, так и в обществе. Ведь они обрисовывают даму как преданную сильному и активному мужчине и дающую свою любовь ему в дар за покровительство, и сразу как существо, которое не может ни управлять домашним хозяйством, ни государством, ни без помощи других распоряжаться средствами.
Половые стереотипы нередко употребляются в качестве оправдания насилия над дамами, ведь они сформировывают искаженное представление о психологии дамы – что ей типо нравится, что ее пренебрегают, лупят, унижают и даже насилуют. Даже Зигмунд Фрейд писал о том, что мазохизм – это признак женской сути. Стереотипы в этой области порождают суровые социальные трудности – они являются предпосылкой дискриминации представительниц красивого пола, они лишают дам плюсы и принуждают их привыкать к собственной униженной роли, а вследствие этого, вытерпеть насилие и не биться за свои права.