Под черкесским дамским костюмчиком историки моды и этнографы понимают адыгейский костюмчик. Изящество черкешенок поражало воображение многих российских поэтов, и почти во всем – благодаря их богатым и в то же время неповторимым нарядам. Этот костюмчик совсем сформировался в XIX веке.

Свое и чужое

Внешний облик костюмчика почти во всем определяется качеством ткани и других материалов. В Адыгее еще много веков вспять умели ткать очень не плохое сукно. Делали тут и полностью высококачественный войлок. Вобщем, самотканые материалы, которые всегда имели очень большой спрос у соседей, у самих адыгов не в особенности котировались. Одежку из «своего» сукна, каким бы высококачественным оно ни было, носили в большей степени бедные девицы. Их более безбедные соплеменницы предпочитали заокеанские ткани. Достать их было несложно. Материала на черкесское платьице требовалось много, так как юбки были со вставными клиньями и очень расклешенными. А вот декорировали свою одежку девицы сами. С ранешних лет их учили вышивать и ткать тесьму. Орнамент был лаконичным, но очень выразительным.
Войлок применялся приемущественно в мужских костюмчиках. Дамы делали из этого материала практически только обувь.

Корсет и кафтан

Стройная фигура черкешенки-аристократки формировалась благодаря специальному корсету. Шился он из сафьяна, а впереди и сзади в него вшивались особые дощечки, которые не давали груди очень очень развиваться и в то же время препятствовали искривлению позвоночника. Великодушная женщина должна была носить корсет до замужества. А вот крестьянкам приходилось обходиться без него. Под платьицем девицы носили кафтан – облегающую длинноватую одежку. В неких районах Кавказа он числился верхней одежкой с высочайшим воротником и вставкой из бархата, на которой были серебряные застежки. У кафтана были длинноватые рукава. Нередко их делали до запястья и узенькими, но были бы и очень длинноватыми, закрывающими кисти. Все швы кафтана были отделаны галуном.
К началу двадцатого века кафтан практически вышел из обихода. От него остался только один элемент – вставка.

Самое роскошное платьице

Дамы и девицы из авторитетных черкесских семей носили достаточно сложные по крою платьица. Девичий наряд очень очень отличался от костюмчика замужней дамы. Крой был приблизительно схож, но по цвету и украшениям можно было сходу найти семейное положение хозяйки платьица. Юные девицы никогда не носили пестрых платьев. Не в ходу были оранжевые, ярко-синие, ярко-зеленые, желтоватые ткани. Девицы шили свои наряды из красноватого либо белоснежного шелка либо парчи. Рукава были в большинстве случаев до локтя. Платьице представляло собой верхнюю одежку, но мехом девицы его не подбивали — это дозволялось только дамам очень преклонных лет. Юной черкешенке еще больше походил стеганый наряд. Оформление было умеренным, но очень сложным и неповторимым – к примеру, вышивка золотом по подолу и рукавам. Черкешенки предпочитали растительный орнамент. Замужние дамы в большинстве случаев носили черные платьица – темные либо карие, практически без украшений. Отличались костюмчики и головными уборами. Женщина носила шапочку, шитую золотом, замужняя дама – платок. Что касается пояса, то в различных районах Адыгеи его носили поверх платьица либо под ним.

С головы до пят

Что касается обуви, то ее делали из кожи либо войлока. Крестьянские девицы и служанки могли для себя позволить летом ходить с босыми ногами. Знатные дамы носили чувяки. Цвет их свидетельствовал о положении семьи. К примеру, красноватую обувь могли носить только дворянки. Черкешенки очень обожали декорации. Пожалуй, единственное, что не воспользовалось популярностью – бусы. А вот серьги, браслеты, кольца носили все.