Что такое частота среза сабвуфера и как ее правильно настроить
Конфигурация современной звуковой усилительной аппаратуры, создающей окружающее звучание, подразумевает функциональное разделение каналов. Такая аудиосистема включает передние и тыловые АС, центральный канал и сабвуфер.
Последний служит для сотворения дополнительных звуковых эффектов в нижнем частотном спектре от 20 до 180 Герц. В главном это дополнительное устройство применяется при просмотре видеопрограмм и кинофильмов, в каких содержатся сцены взрывов, стартов галлактических ракет и схожих ситуаций, при озвучивании которых необходимо довольно активно сотрясать воздух.
Обычно, сабвуферы сконструированы по активному принципу, другими словами имеют свой интегрированный усилитель, блок питания и регулировки. Органы управления и опции включают две главные ручки: «уровень» (Level) и «частота среза» (Crossover Frequency). Предназначение ручки уровня полностью понятно, это регулирование интенсивности звукового сигнала. А вот для чего нужна 2-ая настройка, понятно не многим.
В отличие от широкополосных громкоговорителей, сабвуфер имеет ограниченный по верхнему краю частотный спектр. В свою очередь, басы условно делятся на глубочайшие — до 40 Гц, средние — до 80 Гц, и высочайшие — до 160 Гц. От того, какая будет установлена частота среза, зависит глубина достигаемого акустического эффекта. В неких случаях роль в диапазоне больших басов делает более мягенький звук, к примеру, при прослушивании музыки либо просмотре кинофильмов, не загруженных эффектами. Если же требуется более жесткое воздействие на нервную систему зрителя, к примеру, при виде рушащихся построек либо взрывающихся планет, то частота среза сабвуфера может быть сдвинута поближе к инфрадиапазону.
На техническом уровне реализация ограничения верхней частоты – задачка легкая. Из курса физики понятно, что емкости владеют фильтрующим свойством по отношению к низким частотам, а индуктивности – к высочайшим. Таким макаром, простой LC-фильтр может довольно отлично выделять подходящий участок спектра, снижая при всем этом уровень сигнала ненужного диапазона. Чтоб «не пустить» высочайшие и средние частоты на вход сабвуфера, довольно включить параллельно входным клеммам конденсатор маленькой емкости — в несколько пикофарад. Но таковой простой фильтр даст очень плавное понижение амплитудно-частотной свойства, потому на практике их конструкция несколько труднее.
К тому же частота среза обеспечивается и фильтрацией выходного сигнала, идущего на мощнейший громкоговоритель. Для этого снутри корпуса рядом с динамиком размещается еще одна плата с конденсаторами и индуктивностями.
Частота среза ФНЧ (фильтров низкой частоты) в эталоне должна регулироваться, хотя в дешевых системах таковой функции может и не быть.
Верная настройка сабвуфера по отношению к другим акустическим компонентам системы домашнего кинозала – дело, требующее терпения и тщательности. Неплохим считается такое регулирование, при котором басы, излучаемые передними и тыловыми колонками, дополняются инфранизкими частотами, транслируемыми им, а не «спорят» меж собой, кто посильнее. Принцип «чем громче, тем лучше» тут не работает.
Таким макаром, частота среза является принципиальной настройкой, обеспечивающей правильное и согласованное звучание всей системы.