Многие люди понятия не имеют о том, что такое дислексия. Но есть и те, кто не понаслышке знаком с этим специфичным нарушением, которое выражается в неспособности завладеть навыком чтения. Дислексия у деток проявляется в стойких ошибках, обусловленных расстройством либо несформированностью психических функций, которые отвечают за процесс чтения. Нарушение может быть полученным либо прирожденным, наблюдаться у ребятишек с умственной дефицитностью и у малышей с совсем обычным умом. О том, что такое дислексия, о ее причинах, симптомах, разновидностях и способах устранения поведаем в статье.

Этиология

Часто нарушение является прирожденным, другими словами вначале навык чтения формируется искаженно. Дислексия у малышей в данном случае обоснована био причинами. При внутриутробном развитии малыша могут произойти повреждения мозга, влекущие истощение нервной системы. Вследствие этого отделы мозга, отвечающие за психические функции, участвующие в формировании навыка чтения, мучаются.

Утрата либо расстройство вначале верно сформированного навыка появляется в итоге воздействия социально-психологических причин, к которым можно отнести педагогическую запущенность, дефицитность речевых контактов, синдром госпитализма и тому схожее. Дислексия у школьников может развиться, если предъявлять к ним завышенные требования относительно грамотности, проводить обучение очень резвыми темпами. В таком случае у малыша появляется состояние психической дезадаптации. В купе с неблагоприятными соц критериями это тянет возникновение таких нарушений, как дислексия и дисграфия. У деток данные расстройства в последние годы выявляются все почаще.

Симптоматика

Ошибки при чтении – это еще далековато не все проявления расстройства. Спецы, рассматривающие делему более обширно, молвят также о клинических признаках, которыми часто сопровождается дислексия. Симптомы, например, включают церебрастению, психологический инфантилизм. Конкретно нарушение навыка чтения проявляется в замедленном темпе данной речевой деятельности и большенном числе различных ошибок. Посреди их можно выделить несколько групп:

  • смешение и подмена букв, которые обозначают фонетически близкие звуки;
  • подмена схожих графически букв;
  • перестановка, пропуски/прибавления слогов и букв, другими словами искажение звуко-слоговой структуры;
  • препядствия с осознанием прочитанного слова, предложения, текста в критериях отсутствия нарушений в технике чтения;
  • аграмматизмы, зеркальное чтение.

Клинико-психологический подход

Чтоб осознать, что такое дислексия, нужно разглядеть ее в различных качествах. Так, часто данное расстройство встречается у малышей с системными нарушениями ЦНС (диффузными, многофункциональными, локальными, органическими). Такие ребятишки мучаются парциальной дефицитностью высших психологических функций, имеют задачи с устойчивостью и регуляцией подвижности психологических процессов. Также у деток наблюдаются патологические особенности чувственной сферы: слабость вербально-логического мышления при неплохом образно-наглядном, обычная адаптация в прозаических критериях наряду со школьной дезадаптацией и т.д.. Ребятишки имеют недостающий объем слухоречевой памяти, недостаток графических и изобразительных возможностей.

Многие исследователи связывают расстройство с недостающим развитием устной речи и посреди причин затруднения чтения именуют недоразвитие звукобуквенных ассоциаций, также нарушение фонетического декодирования. Малыши испытывают трудности с установлением кодовых соответствий (буква-звук) и не могут заавтоматизировать этот процесс. В итоге у их понижается познавательная активность.

Овладение чтением

Проигрывание звуковой формы слова, основываясь на его графическом изображении, — это и есть чтение. Этот процесс по психолого-физиологической структуре противоположен письму. Когда мы пишем, то выражаем смысл в буквенных знаках, а когда читаем, осознаем смысл через восприятие букв.

В процессе чтения задействованы речеслуховой, речезрительный, речедвигательный анализаторы. Чтоб читать, необходимо двигать очами, забегать вперед (антипация) и ворачиваться вспять (регрессия). Если свобода движения по тексту глаз ограничена, то процесс чтения нарушается, ведь восприятие слов происходит конкретно в момент фиксации, другими словами тогда, когда глаза останавливаются на строке. Количество фиксаций находится в зависимости от того, как знакомы слова, их структуры и т. п. Буковкы в слове играют роль ориентиров. Когда мы читаем, то воспринимаем не все буковкы, а только доминирующие.

Систематизация

На основании учета операций, нарушенных в процессе чтения, были выделены различные виды патологии. Разглядим любой из их подробнее.

1. Оптическая дислексия

Симптомы таковой формы состоят в том, что малыши не могут с точностью воспринять графическое изображение и воспроизвести зрительный ряд, вследствие чего у их появляются трудности с усвоением букв. Ребятишки путают буковкы, имеющие графическое сходство, и не могут различить их по оптическим признакам. Такие малыши оказываются неспособными к зрительному синтезу и анализу.

2. Фонематическая дислексия

Расстройство связано с недоразвитостью функций фонематической системы, в число которых входят:

  • смыслоразличительная – способность соотносить определенные сочетания фонем со смыслом, когда изменение одной фонемы либо последовательности единиц звукового строя тянет изменение смысла;
  • слухопроизносительная дифференциация – способность различать фонемы артикуляторно и акустически;
  • фонематический анализ – способность раскладывать слова на составляющие их фонемы.

Малыши обычно испытывают трудности со слухопроизносительной дифференциацией и фонематическим анализом. В первом случае это проявляется путанием акустико-артикуляторно похожих звуков, чтением по буковкам, пропусками согласных при их стечении, перестановкой звуков и слогов. Во 2-м случае детки испытывают трудности с определением:

  • наличия либо отсутствия звука;
  • места звука в слове (сначала, середине, конце);
  • первого/последнего звука;
  • последовательности звуков;
  • полного количества звуков;
  • места того либо другого звука в слове относительно других (примыкающих) звуков.

3. Аграмматическая дислексия

Часто эта форма встречается у ребятишек с общими нарушениями речи. Она обоснована недоразвитостью синтаксических и морфологических обобщений, грамматического речевого строя. Детки с таким расстройством в процессе чтения изменяют падежные окончания и числа существительных, некорректно согласовывают прилагательные и существительные в роде, падеже, числе, изменяют родовые окончания местоимений, формы, виды и времена глаголов.

4. Семантическая дислексия

Корректировка такового нарушения просит несколько других подходов, чем в других случаях, так как этот вид расстройства характеризуется неуввязками с осознанием фактического содержания и смысла текста, хотя на техническом уровне школьник текст читает верно. Варианты нарушения:

  • чтение по слогам, когда ребенок поочередно произносит слоги, но не может соединить их в важное целое, а как следует, не может воспринять информацию во время чтения, другими словами имеют место трудности звукослогового синтеза;
  • чтение полными словами, когда ребенок не может верно представить синтаксическую связь снутри предложения, другими словами каждое слово он принимает не в совокупы с примыкающими словами, а изолированно;
  • совмещение первых 2-ух вариантов, когда чтение по слогам с недопониманием смысла сопровождается нечеткостью представлений о синтаксических связях в предложениях.

5. Мнестическая дислексия

Это нарушение обосновано неуввязками со слухоречевой памятью, в итоге которых ребенок испытывает трудности с образованием связи меж зрительным образом буковкы и звуком. Школьник не может уяснить буковкы, подменяет их при чтении на другие, путает.

6. Тактильная дислексия

Расстройство данного вида типично для слепых. При чтении такие люди используют не зрительное восприятие, а сенсомоторную систему (читают за счет тактильных чувств). Но исследования показывают, что у слепых ребятишек дислексия по своим механизмам нисколечко не отличается от речевых нарушений, возникающих у зрячих деток. При тактильном расстройстве основная неувязка – нарушение узнавания букв письма по Брайлю (этот французский ученый выдумал для слепых людей тактильный шрифт). Слепые малыши при наличии дислексии при чтении теряют слова, путают буковкы, часто не дочитывают слово до конца, а стараются угадать его. При всем этом нарушения при движении пальцев у таких ребятишек соответствуют нарушениям при движении глаз, возникающим у зрячих малышей, страдающих аналогичным расстройством (у их наблюдаются беспорядочные вращения очами, нередкие регрессии).

Дислексия: исцеление

Нарушение может стать бессрочной неувязкой, хотя неким людям все-же удается развить многофункциональные способности чтения. И все таки подавляющая часть дислектиков требуемого уровня грамотности никогда не добивается. Чтоб сделать лучше ситуацию, нужно откорректировать стопроцентно весь учебный процесс. Детки с таким расстройством нуждаются в применении прямых и непрямых способов обучения распознаванию слов и формирования способностей, позволяющих выделять составляющие в словах. При прямом обучении употребляются особые фонетические техники, не связанные с овладением чтением. Непрямое обучение предугадывает применение особенной программки, которая средством определенных фонетических методик позволяет научиться читать

Устранение дислексии делается различными методами. К исцелению каждого малыша следует подходить персонально. Так, для кого-либо желаемым будет подход, подразумевающий обучение чтению сразу целыми словами и выражениями, а для кого-либо лучше подойдет методика, использующая иерархическую систему по приобретению способностей чтения, когда малыша поначалу учят восприятию звуковых единиц, а потом уже слов и предложений. Также рекомендуется использовать варианты терапии, при которых воздействие осуществляется сходу на различные виды органов эмоций. Что касается медикаментозного исцеления патологии либо использования таких методов терапии, как оптометрические тренинги и тому схожее, эффективность их на сегодня не подтверждена.

В заключение

Многие предки пугаются, когда у их деток диагностируют дислексию. Почему-либо большая часть людей считает данную патологию психологическим болезнью. Но это совершенно не так. Ребятишки, имеющие такое расстройство, часто проявляют феноменальные возможности в других областях, к примеру, физике, арифметике, музыке, живописи. Так что такое дислексия? Неувязка либо… дар? Хорошо задумайтесь, до того как ответить.